2°C Монреаль
четверг, 25 апреля

Девушка с характером

26 сентября 2019 • Мы здесь живем

Девушка с характером
C 13 по 21 сентября в г. Квебеке проходил 10-й столичный кинофестиваль (Le Festival de cinéma de la ville de Québec).

В этом году в нем впервые участвовал полнометражный фильм из Белоруссии. Он снят при участии США, Германии и России кинорежиссером Дарьей Жук. Минчанка Жук получила кинематографическое образование в США, где прожила около десяти лет, а затем вернулась на Родину. Фильм «Хрусталь» (в экспортном варианте «Christal swan») собрал множество престижных наград на различных отечественных и международных кинофестивалях, а также был выдвинут самой Белоруссией на премию «Оскар» по категории «лучший фильм на иностранном языке». 
По приглашению монреальской кинопродюсерской компаниии «K Films Amérique» исполнительница главной роли, молодая московская актриса Алина Насибуллина прибыла на фестивальную премьеру «Хрусталя» в г. Квебек, а затем для монреальской публики представила картину в кинотеатре Beaubien. 


Охота к перемене мест
С Алиной Насибуллиной мы встретились в холле уютного отеля, окна которого выходят на живописный парк La Fontaine. Изящная как маленькая статуэтка, большие черные глаза, волосы, собранные в хвостик, одета совсем просто – она, на первый взгляд, мало походит на свою крепкую героиню, изображенную на яркой афише, которая украшает гостиничный холл. Внешняя хрупкость не мешает проявлению характера. Мою, в сущности, банальную просьбу «рассказать о себе» Aлина встречает едва ли не в штыки: «Что за дурацкий вопрос?». 
Мне приходится мягко напомнить ей, что здесь она пока мало известна, а читателю, пусть даже он и может поискать информацию в интернете, интересно из первых уст узнать, кто она такая и вообще – «с какой планеты явилась: Марс или Юпитер?». Мгновенно перестроившись, Алина соглашается, и ее рассказ о себе с первых слов становится и искренним, и сердечным. 
Алина – с маминой стороны - потомственная сибирячка и единственная дочь в семье. Отцовские корни – в Татарстане. Выросла в Новосибирске. Родители по роду деятельности были далеки от кино и театра. В детстве и юности она увлекалась спортом и считает, что при удачном стечении обстоятельств могла бы добиться высоких результатов. Но после школы пошла на юридический, однако, проучившись там три курса, осознала, это все это – «не ее». И самое главное, Новосибирск казался ей тесным. А куда хотелось? Ну, конечно! « В Москву, в Москву!». Ведь там – кто бы спорил? – бурлит истинная жизнь. Тут я ее перебиваю: «Но такое ваше стремление – прорваться дальше – совпадает с характером вашей героини из фильма «Хрусталь» – диджея Эвелины?» «В целом да», – соглашается Алина. – Только «моя Веля» мечтает уехать из родного Минска в Америку, в столицу «хауса» – город Чикаго. Ну, и потом у нее более осмысленная цель, что ли. Она произносит громкие фразы. Говорит о свободе, от отсутствия которой страдает в Минске». «Немного лозунгово звучит?» - добавляю я.  «Да, она все время что-то для себя формулирует». 
Как тут ни вспомнить слова песни «Гуд бай, Америка, где не был никогда», в которой была выражена несбыточная мечта целого поколения? Впрочем, эта мечта живших «за железным занавесом» относилась к перестроечному времени, когда Алина только родилась. А вот ее героиня уже осознает себя личностью в 90-ые годы. В это время, как показано в фильме, ее родная Беларусь находится в развале. Веля встанет в очередь за визой в американское посольство, но там – строгие требования к анкете и документам. С ее данными визы не видать! Вот Веля и придумывает, что занимает менеджерскую должность на предприятии, призводящем изделия из хрусталя, и записывает также в анкете некий номер телефона из городка, где это предприятие находится. Далее ей придется отправиться «по месту проживания» и погрузиться в «житуху» местной семьи, в которой пьют, ночами глушат рыбу, ругаются, дерутся. Веля с ужасом взирает на местные нравы, жертвой которых в итоге и сама становится. Такова в общем виде фабула картины.


Это был переворот
А сама Алина в возрасте 19 лет поедет «покорять» Москву. Многие молодые девушки действуют так. Героиня великого романа Гюстава Флобера Эмма Бовари тоже бежала из своего провинциального Ювиля в надежде стать счастливой. «О, Эмма Бовари!» – при этих словах черные глаза Алины загораются волшебным блеском. – Я бы очень хотела сыграть эту роль!»
А пока она сыграла лишь две роли в кино. Но обе – заметные, очень яркие. Первой стало участие (роль Ларисы) в прекрасном фильме молодого режиссера Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», который, кстати, шел в монреальском прокате. Родом из далеких краев – Ханты-Мансийска, Хант – также «self-made man ». Пробивался сам в «не верящей слезам» Москве, где сейчас занят работой над новым фильмом – «Межсезонье» – о подростках. 
«Вас больше сниматься не приглашал?». «Нет, там – другие, хотя, конечно, я бы с удовольствием», –  добавляет Алина, выглядящая существенно моложе своих лет. –- Саша – замечательный человек и режиссер!». 
«Ну, а как в Москве ваша жизнь вначале сложилась?» «В Москву я приехала с целью стать режиссером или актрисой». «Вы чувствовали, что у вас есть для этого данные?» «Нет, я-то была не из интеллигентской семьи, у меня не было образованного детства, но вокруг многие говорили, что у меня должно получиться. Фильмы, которые я тогда смотрела, были в основном несерьезные... Но однажды я увидела картины Андрея Тарковского. И они – «Сталкер», «Солярис» – произвели на меня очень большое впечатление. Это знаете, как в 60-ые годы, когда некоторые люди, услышав впервые рок-музыку, осознавали после этого, что с ними что-то произошло. И у меня тогда после Тарковского случился шок. Это был переворот. Но, приехав в Москву (я, к счастью, была не одна), я сразу осознала, что мало что знаю, что все во мне в Новосибирске было поверхностным. В Москве мне пришлось многому учиться и самое главное – очень много читать отечественной и зарубежной литературы. Я поступала во ВГИК на режиссерские курсы (режиссура меня больше всего влекла) и в Школу-студию МХАТ. Целый год посвятила этой подготовке, занималась речью, ходила на курсы. В итоге после сданных экзаменов меня приняли в Школу-студию. Там я училась у Дмитрия Брусникина. Это было очень интересно и при этом совсем не легко. Потом наш курс стал «Мастерской Брусникина», где я сейчас и работаю. У нас нет своего помещения, мы показываем спектакли в театре «Практика» и в Центре Мейерхольда. Сейчас выпускаем спектакль «Занос» по Владимиру Сорокину. Главные роли там исполняют Николай Фоменко и Максим Виторган, артисты старшего поколения. Одновременно снимаю свое кино. Мой фильм «Он придет» («Arrival») был показан на Международном кинофестивале короткометражного кино в Оберхаузене, но пока об этом говорить не буду».

 

Хрустальная мечта
«Хорошо, давайте вернемся к вашей Веле. У фильма открытый конец. Мы не знаем, что станет с героиней и ее «хрустальной» мечтой. Удастся ли ей добраться до Чикаго или она останется в Минске (в финале мелькают кадры молодежной демонстрации за свободу). Может быть, Веля, девушка с характером, примкнет к протестующим?..» «Наверное, возможно и то, и другое. Веля – деятельный человек, она вряд ли удовольствуется тихой жизнью. Но она – точно не Эмма Бовари, в ней нет ее противоречий». «И еще я об одном я хотела бы вас спросить. Некоторые белорусские зрители упрекают фильм в очернении их родной действительности. Пишут, что ужасно показаны народные нравы и что это позор на нашу голову. Да ведь и героине фильма претит ее вынужденное окружение. Ей тошно от ковриков на стенах и хрустальных рюмок, от дурацкой, с ее точки зрения, свадьбы». Алина пожимает плечами. «А я ничего плохого в этом не вижу. Я люблю этих людей...». 
Мы говорим с ней о квебекском фестивале, где ей оказали радушный прием. О Монреале. Здесь ей очень нравится. Монреаль кажется ей красивым и гармоничным городом. Вчера она побывала в театре, а также посетила художественную галерею в «хипстерском» районе Mile-End. Она восхищается творчеством Робера Лепажа и Ксавье Долана. Ей бы хотелось сюда вернуться. Но завтра ей улетать в Москву, где ее ждут семимесячная дочь Катюша и муж Дмитрий, известный рэпер Хаски. И конечно, ее родной театр, а еще – новые идеи и надежда на воплощение творческих задумок и планов. Пожелаем ей успехов!

Автор: Людмила Пружанская

Новости Монреаля: получайте самую важную информацию первыми

* indicates required