8°C Монреаль
четверг, 28 марта

Хроника событий: 48 часов, которые привели Квебек к комендантскому часу

9 января 2021

Хроника событий: 48 часов, которые привели Квебек к комендантскому часу
Фото: THE CANADIAN PRESS/Ryan Remiorz
Хроника событий, в ходе которых были приняты важные для истории провинции решения, были представлены в газете l’Actualité.

Ввести в провинции комендантский час, перенести начало школьных занятий, отменить открытие магазинов и других «неважных» бизнесов – эти решение были приняты в результате напряженных дебатов в кабинете премьер-министра Лего всего за 48 часов.

В понедельник, 4 января, департамент общественного здоровья забил тревогу. Пандемия вышла из под контроля, необходимо срочно принимать новые ограничительные меры.

Всего за два дня до этого, 2 января, доктор Арруда и два его первых помощника, доктора Ришар Массе и Эрик Литвак, отправляют сообщение премьер-министру, что ситуация под контролем и Квебек вышел на плато в 2500 новых случаев в день в период рождественских праздников. Никакие новые меры не предполагались.

Франсуа Лего и приближённые лица – глава кабинета Мартин Коскинен (Martin Koskinen) и специальный советник Стефан Гобей (Stéphane Gobeil) восприняли эту информацию скептически.

По мнению политиков, медицинские специалисты неправильно подошли к цифрам. В праздники проводилось не больше 20 000 тестов в день. Советники Лего предположили, что если пропорционально поднять уровень до обычных 30 000 тестов в день, количество положительных результатов было бы выше 3000. По их мнению, это было ложным плато.

В кабинете премьер-министра беспокойство зародилось уже несколько дней назад. Ещё 29 декабря утром на подготовительном к пресс-конференции собрании, обеспокоенный Франсуа Лего допрашивал «важные персоны» из департамента общественного здоровья, которые не видели проблем в том, что количество положительных тестов в день достигло 2500 человек. «Цифры стабилизируются и пойдут вниз в результате закрытия школ и бизнесов», – объясняли доктор Арруда и доктор Массе.

На последующих собраниях, 31 декабря в 14:30 и 2 января в 16:00 специалисты-медики продолжали настаивать на стабильности ситуации в провинции. Ситуация напряжённая, но находится под контролем, убеждал политиков доктор Горацио Арруда. Но главные лица закулисной жизни Франсуа Лего – первые советники Мартин Коскинен и Стефан Гобей – вышли с последней встречи в достаточно озабоченном состоянии: госпитализации росли и нелегальные встречи во время праздников очевидно (для них) были многочисленны, потому что количество новых случаев росло.

Правда основной рост, как всегда, приходился на медицинские учреждения и центры по уходу за пожилыми, что понимали медики, но не политики.

В понедельник, 4 января, Франсуа Лего, Мартин Коскинен и Стефан Гобей, которые внимательно следили за ситуацией в мире и решениями других правительств, в своей электронной переписке начали говорить о новых, более жестких мерах для жителей провинции.

Следует подчеркнуть, что со стороны департамента общественного здоровья все ещё не поступало никаких сигналов тревоги. Политики, базируясь на решениях других стран, стали рассматривать возможности ужесточения ограничительных мер. Одной из предложенных мер был  назван комендантский час. В тот момент это всего лишь одна из идей. Чиновники ждут назначенную на вечер 4 января встречу с департаментом общественного здоровья, чтобы услышать их рекомендации и принять решения.

Интересно, что сообщения в прессе о намеченном на 4 января выступлении Лего для объявления новых ограничений появились ещё накануне Нового Года. 4 января днём в прессе появились намеки на пресс-конференцию вечером 5 января, которая в конечном итоге была перенесена на среду 6 января.

Комитет по управлению кризисом при кабинете премьер-министра, который как мы помним в абсолютном большинстве состоит из государственных чиновников и политиков, а не из врачей и инфекционистов, собрался на видеоконференцию с департаментом общественного здоровья 4 января в 17:00.

Департамент общественного здоровья по неизвестным причинам, всего за два дня, полностью изменил своё мнение и выбрал позицию, уже несколько дней обсуждаемую кабинетом премьер-министра.

Несмотря на то, что цифры оставались на том же уровне, они вдруг стали утверждать, что ситуация вышла из-под контроля. И попросили уже давно готовых к этой просьбе чиновников, ужесточить меры.

Слово берет доктор Эрик Литвак, стратегический медицинский советник при дирекции департамента общественного здоровья.  «К общему удивлению», говорит газета (несмотря на то, что эта тема уже несколько дней стоит на повестке) , Литвак предлагает установить комендантский час по всему Квебеку.

«Как в Англии и Франции?» – спрашивает удивлённый Гийом Симар-Лёдюк (Guillaume Simard-Leduc), директор по коммуникациям премьер-министра. «Именно так», – отвечает Эрик Литвак, при поддержке доктора Арруды. Кристиан Дюбе и его команда, которые находятся в ежедневном контакте с санитарными властями, ошеломлены новостью. Никогда раньше доктор Арруда не упоминал идею установления комендантского часа в провинции.

«Никто даже и представить не мог, что они могут это предложить. Об этом никогда не шло речи», – говорит один из присутствующих на собрании.

Премьер-министр и его советники удовлетворены, но тем не менее недовольны. Удовлетворены, потому что департамент предложил новые действия по управлению пандемией. Недовольны, потому что такие жесткие меры, предложенные накануне выступления премьера, подчеркивают недостаток планирования и политического чутья.

Франсуа Лего и его первые советники, тем не менее, сразу соглашаются с этой идеей и переносят пресс-конференцию на сутки, чтобы подготовить необходимые объяснения.

«Комендантский час – это оружие массового сдерживания: полиции больше не нужно искать по домам нелегальные собрания. Нахождение на улице без уважительной причины в неположенное время запрещено и преследуются автоматическим административным наказанием», – цитируем мы дословно газету L’Actualité.




Рестораны, бары, театры и кинотеатры закрыты, следовательно, считает кабинет премьер-министра, нет никаких поводов находиться на улице после 20:00 для тех, кто соблюдает установленные правила.

Большинство граждан поймёт новые санкции. Одним из аргументов стал интернет-опрос, проведённый с 6 по 8 ноября проправительственной аналитической группой Léger, согласно которому 63% канадцев были согласны на комендантский час. Всего 30% были против и 7% отказались высказываться, как цитирует газета l’Actualité.

Правда, после дополнительных поисков, мы обнаружили, что в опросе комендантский час предлагали с 22:00 до 5:00 утра. Среди квебекцев за комендантский час проголосовало меньше 60%. Стоит подчеркнуть, что в данном исследовании участвовало всего 1534 канадца со всей страны. Почему у аналитической группы Léger возникло желание провести подобный опрос ещё в начале ноября остаётся неясным, но результаты оказались очень «полезны» правительству в принятии сложного решения.

В 18 региональных отделениях департамента общественного здоровья провинции такое кардинальные решение вызвало недоумение.

Ещё 4 января на общем собрании региональных директоров, доктор Арруда вскользь упомянул комендантский час, очень редкое явление в истории Квебека, но не собирался рекомендовать эту крайнюю меру. Региональные директора узнали о введении комендантского часа по всей провинции из утренних газет во вторник.

Регионы, в которых пандемическая ситуация находится под полным контролем санитарных служб и не представляет опасности, остались в глубоком шоке: почему такая резкая мера ограничения свобод граждан принята по всей провинции, независимо от эпидемиологической ситуации?

Доктор Арруда и его команда считают, что данная мера даст понять всем, что ситуация критична. «Все должны через это пройти, из солидарности, пока ситуация не стабилизируется в больницах».

Команда Франсуа Лего тоже была удивлена решением ввести комендантский час по всей провинции, но это не помешало им принять данное решение.

Потому что идея введения разных цветовых уровней опасностей,  принадлежащая как раз советнику Эрику Литваку, была разработана именно для дифференциального подхода к регионам и их
эпидемиологической ситуации.

И тут вдруг, департамент решает, что цветовая сигнальная система слишком сложна для населения и тот же Эрик Литвак рекомендует повсеместный комендантский час. И премьер-министр, неожиданно, полностью подчиняется этим рекомендациям. Мало того, из-за всех сил и во всех источниках подчеркивает, что наконец-то исключительно следует рекомендациям доктора Арруды. Того самого главы департамента общественного здоровья, который на пресс-конференции перед миллионами слушателей по всей провинции четко произносит «вы спросите у меня, есть ли научные доказательства эффективности комендантского часа? Я отвечу -нет!». 

Странная, непонятная и, безсусловно, исключительно политическая игра разворачивается на глазах миллионов жителей провинции, которые послушно соглашаются с новыми ограничениями.

«Комендантский час повсюду и для всех, это несправедливо», – утверждает источник среди правительства. «Конечно это может сыграть на популярности правящей партии в регионах».

Оппозиция, в лице главы партии Единый Квебек Габриеля Надо-Дюбуа (Gabriel Nadeau-Dubois), попыталась потребовать, в очередной раз, научной обоснованности жестких мер, нарушающих фундаментальные права и свободы человека, но получила в ответ лишь презрительные комментарии.

«Чтобы ограничить да такой степени права и свободы человека, необходимо иметь веские научные обоснования. Единый Квебек просит Франсуа Лего доказать свою объективность и опубликовать рекомендации департамента общественного здоровья о необходимости установления комендантского часа», – заявил лидер партии в своём Твиттере.

Директор по связям с общественностью премьер-министра ответил на открытое сообщение в Твиттере. «Это рекомендация департамента общественного здоровья. И точка. Бога ради, прекратите играть в теорию заговора». 

Уже много месяцев оппозиционные партии просят правительство Лего предоставить письменные документы, дающие медицинское обоснование его решений. Ещё в октябре Лего ответил решительным отказом.




Департамент общественного здоровья предлагал продлить закрытие бизнесов до 1 февраля, на три дополнительных недели. Но в этот раз, кабинет премьера решается не пойти «на поводу» у департамента и назначает возможную дату на 8 февраля. «Нужно перестать играть с календарем», – обьясняет источник из кабинета премьер-министра.

В вопросах открытия школ доктор Арруда был более осторожен и предложил продлить карантин в школах до 1 февраля. Но это не было его официальной рекомендацией. Он передал слово доктору Массе и доктору Литваку, которые предложили открыть все школы 25 января, или открыть начальную школу раньше, так как там вирус распространяется медленнее.

«Отсрочить возращение детей в школу – это разбивает мне сердце», – заключил Эрик Литвак. В понедельник решение так и не было принято.

Во вторник утром министр здравоохранения Кристиан Дюбе консультируется с монреальским главным врачом доктором Милен Друен и другими региональными директорами. Все они считают, что вспышки инфекции в начальной школе всегда легко поддаются контролю и советуют вернуть детей в школы, особенно учитывая, что малышей очень сложно обучать виртуально.

К вечеру вторника решение об открытии начальной школы 18 января, а старшей – 25 января,  кажется единственно правильным. Но премьер-министр Лего решает отложить окончательный вердикт на утро.

«Школы у меня в приоритете», – заявляет премьер наутро и принимает решение о возвращении в классы младших школьников 11 января, а старших – 18 января.

Всего за 48 часов правительство пришло к одному из самых радикальных решений: ввело комендантский час в свободной демократической стране в мирное время, продлило карантин ещё на четыре недели для бизнесов, которые не считает «необходимыми», обрекая многие их них на гибель, усилило санитарные меры и сократило уровень образование в школах, изменило протокол вакцинации, разработанный специалистами – все это базируясь на одних и тех же эпидемиологических данных, которые абсолютно не изменились за эти 48 часов.

Мнение политиков диаметрально и быстро меняется не впервые. Мнение о комендантском часе – не исключение. 16 марта 2020 года Франсуа Лего на своей пресс-конференции говорил: «Самое главное – это чтобы люди соблюдали дистанцию. Избегать контактов. Придут они домой в 19:00 или в 22:00, я думаю, не может быть важным». 

Горацио Арруда добавил: «Абсолютно точно, если все начнут больше выходить из дома днём, а вечером будет комендантский час, то заражение будет происходить днём. Я считаю, что правильнее просто соблюдать дистанцию и работать дистанционно. Для меня комендантский час – это больше про войну». 

Ничего не изменилось в логике этих суждений, тем не менее этими же людьми сегодня, в субботу 9 января в Квебеке введён комендантский час с 20:00.

Новости Монреаля: получайте самую важную информацию первыми

* indicates required