8°C Монреаль
вторник, 23 апреля

«Вы живого несли по стране...»

2 сентября 2021 • Мы здесь живем

«Вы живого несли по стране...»
В Театре «Вторая реальность» известный московский и монреальский режиссер, засл.арт. России Александр Марин поставил спектакль «Пуговица Гоголя» по одноименной пьесе Светланы Мигдисовой.

За несколько лет до смерти, наступившей в Москве 21 февраля 1852 г., великий русский писатель Николай Гоголь предусмотрительно написал: «Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться...». Похороны на территории Свято-Даниловского монастыря, а в дальнейшем - перенос его останков 31 мая 1931 г. на Новодевичье кладбище породили настойчивые слухи о том, что Гоголь был погребен заживо. 

В 70-е годы прошлого столетия этот волнующий сюжет вдохновил поэта Андрея Вознесенского для написания стихотворения «Похороны Гоголя Николая Васильевича». Оно начиналось так:

Вы живого несли по стране! 
Гоголь был в летаргическом сне. 
Гоголь думал в гробу на спине:
«Как доносится дождь через крышу, 
но ко мне не проникнет, шумя, — 
отпеванье неясное слышу, 
понимаю, что это меня.
Вы вокруг меня встали в кольцо, 
наблюдая, с какою кручиной 
погружается нос мой в лицо, 
точно лезвие в нож перочинный».

Вознесенский смешал в своем стихотворении, казалось бы, несоединимое, – иронию и отчаяние, – но концовка, в духе Гоголя, была парадоксально-мистической:

Вскройте гроб и застыньте в снегу. 
Гоголь, скорчась, лежит на боку. 
Вросший ноготь подкладку прорвал сапогу. 

Неужели и впрямь?.. Тот же каверзный вопрос, но самое главное, та же тональность – смесь иронии, парадокса, грусти и мистики – характерны и для пьесы «Пуговица Гоголя», предпремьерный показ которой состоялся 13 августа в стенах музыкального детского театра «Мозаика Монреаля» на ул. Жан-Талон. 

Добавим к этому гоголевский смех («Чему смеетесь? Над собою смеетесь»), гоголевское озорство, гоголевские фантасмагорические превращения, а вместе с ними – его горечь и страдание и, конечно, – высочайшей пробы романтизм и стремление к нравственному и художественному идеалу. 

Все это ощутит зритель на спектакле, виртуозно поставленном Александром Мариным и сыгранном – как всегда, вдохновенно и страстно – артистами Марией Монаховой и Виталием Макаровым. Белое на белом – такое сценографическое решение нашел режиссер, раскрасив его музыкой композитора Дмитрия Марина. В результате образовалось захватывающее, стремительное действо, в которое изящно вплетены – пространные или короткие – цитаты из писем его современников (в том числе русского литературного критика Виссариона Белинского), но самое главное – множество отрывков из гоголевских великих произведений. 

И как не обратиться к этому богатству в наши тревожные, смутные времена? И как не восхититься меткостью слова великого писателя, острой проница­тельностью и, конечно, благородством его уди­ви-тельной, щедрой души? 

Мы попросили создателей и участников спектакля ответить на несколько вопросов о том, как каждый из них воспринимает феномен Гоголя и, конечно, об их общей новой театральной работе. 

– Кто для Вас Гоголь и почему? Ваше любимое произведение писателя.

Александр Марин: Николай Васильевич – человек, открывший для меня возможность воспринимать окружающую действительность не как кустарный, повседневный реализм, а как взаимосвязанный, очень предметный, но в то же время, фантастический мир его создателя. 

В этом мире нет случайностей и бессмыслицы. Фантазия и сверхъестественное наделено точностью и реальностью прорисовки. Для меня это своеобразный манифест творчества. Традиции этого, несомненно, существовали в произведениях Аристофана, Рабле и Гофмана, но достигли своей высшей художественной формы именно в произведениях Гоголя. Не только потому, что Гоголь в точности воспроизвёл черты национального характера, но и потому, что в центре его произведений – всегда живой, знакомый нам человек. Я уже не говорю о том самом «маленьком человеке», которого Гоголь со всей своей страстью сострадания описал в «Шинели». Фантастический реализм! – чем это не восприятие нашего современного мира? Ведь логика и традиционное понимание происходящих сейчас событий не годятся для их объяснения. 

Трудно выбрать любимое произведение, но периодически перечитываю «Нос» и «Портрет».

Светлана Мигдисова: Начну со второй части этого вопроса. Не уверена, что могу назвать какое-то одно любимое произведение Гоголя. И я думаю, что так будет с любым писателем. 

В разные периоды жизни у меня был свой Гоголь. В детстве – сказочный, романтичный. В юности – мистик, философ. А сейчас, наверное, самое ценное свойство Гоголя для меня – его веселость, о которой он писал в письме матери. Оно вошло в пьесу. Даже в самых, казалось бы, мрачных местах его произведений, он обязательно и при этом неожиданно для читателя вдруг ввернет какое-то меткое словцо или замечание, отчего мрак рассеивается, и в свете этой самой гоголевской весёлости все наполняется новым смыслом, все преображается. Эта та самая веселость, которая всегда идёт наперекор страху, она сродни бесстрашию, вызову. Наверное, в «Шинели» это его свойство сконцентрировано в большей мере. Здесь есть все мотивы, которые русская литература исследовала и исследует до сих пор. Он сам себя называл “охотником до всего радостного”, который стремился разгадать “науку веселой, счастливой жизни” и “удивлялся, как люди, жадные счастья, немедленно убегают его, встретившись с ним”.

Мария Монахова: Гоголь – чудо! Открывая любую страницу, начиная читать, уже не можешь оторваться. Тебя захватит этот странный, фантасмагоричный, безумно смешной или щемяще-грустный мир его произведений. Порою кажется: это сейчас, это про сегодня. Как он мог знать?...Любимое? Сейчас, пожалуй, «Мертвые души», «Портрет». 

Виталий Макаров "Внедрение" Гоголя состоялось в раннем возрасте: фильм Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки». До сих пор когда ем пельмени, перед глазами сцена, когда Пацюк ест вареники, а они сами летят сначала в сметану, а потом – ему в рот. 

Затем был самый страшный фильм «Вий». После этого посадил двоюродных братьев и стал им эту книжку на ночь читать. Фразу Тараса Бульбы: «Я тебя породил, я тебя и убью» была в семейном обиходе ещё до того, как проходили в школе. Дальше – школьная программа. Гоголь органически вписывался в систему координат благодаря учителю по литературе. 

В Школе-cтудии МХАТ уделяли особое внимание Гоголю: яркие гротескные персонажи позволяли молодым артистам раскрываться и смелее пробовать себя. И уже с возрастом его Духовная проза, его размышления о России помогают определить для себя какие-то очень важные вещи, выходящие за рамки литературы: кто мы и откуда, что люди мы, что русские... одна кровь и одна земля. "Вы ещё не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всём дурном,что в ней ни делается, в вас всё это производит только одну чёрствую досаду да уныние... Нет, это ещё не любовь...". «Сострадание – начало любви" – звучит чрезвычайно современно. И, конечно же, «Портрет», где с абсолютной ясностью определено, что есть Художник, Творчество, Искусство и что «вид в природе, как он ни великолепен, а всё не достаёт чего-то, если нет на небе солнца". Любимейшее произведение.

О замысле 

– Как возник замысел пьесы, в чем была ее идея? Имеется ли подлинная основа или история с пуговицей – из области фантазии? Какие отрывки из прозы Гоголя включены в драматургическую ткань?

Светлана Мигдисова: Идея написать пьесу возникла у Саши Марина больше двух лет назад сразу после того, как с успехом прошли два спектакля театра «Вторая реальность»: «Колыбельная для Марины» и 

«В. Маяковский. Люблю неизменно и верно!». 

Прикоснуться к гению Гоголя – разве это не удача? Идея увлекла всех и сразу. А мне довелось внедриться в обширнейший материл, погрузиться в мир гоголевских образов и фантазии и извлечь оттуда то, что потом вошло в пьесу. Материала, как вы понимаете, было не много, а невообразимо много. Гоголь бездонен! А потом пришла идея придумать историю, которая вполне могла бы иметь место в действительности и происходила бы во время перезахоронения останков Гоголя в 1931 году с кладбища Свято-Данилова монастыря на Новодевичье кладбище. 

Как только стало понятно, откуда мы будем двигаться по направлению к Гоголю, история сложилась, герои словно возникли передо мной и тут же вступили в отношения между собой. За 10 дней, сверяя с Сашей (А. Мариным – Прим. ЛП) все повороты сюжета, которые словно диктовались откуда-то (очень хочется надеяться, что самим Николаем Васильевичем) появилась пьеса, в текстовое и визуальное поле которой вошли персонажи из гоголевских произведений и писем, критических статей и воспоминаний о нем современников. 

Мне бы не хотелось выдавать полный список тех произведений Гоголя, которые вошли в текст пьесы. Пусть это станет сюрпризом для зрителей! Пусть во время пьесы их посетит радость и восторг узнавания и приобщения к бессмертному слову Гоголя!

О постановке 

– Как бы Вы определили жанр пьесы? Исходя из этого, какие художественные средства показались наиболее подходящими? Какие задачи Вы поставили перед актерами? 

Александр Марин: Жанр этой пьесы проистекает из самого творческого метода Гоголя. Это русский фантастический реализм. Увидеть необычное в простом, обычном, привычном нам существовании материи нашего бытия. 

Средства – простые: книги, подушки, простыни, наволочки, листы исписанной бумаги… Всё это способно трансформироваться до символов и ярких визуальных образов, каждый раз меняя и время, и пространство. 

Поставленная перед актерами задача: обеспечить предельную реалистичную точность существования в фантастических обстоятельствах при понимании художественного метода Гоголя. 

О действующих лицах 

– Как бы вы охарактеризовали ваших персонажей? В чем суть сыгранных характеров?

Виталий Макаров: Мой персонаж получает задание от Верховного правителя расследовать пропажу головы Гоголя. И он с энтузиазмом погружается в расследование... Он погружается в его творчество и его фантастический мир . И погружаясь, в результате сам становится им – Гоголем! Или ему кажется?.. Нет ответа.

Мария Монахова: Мой персонаж – ведьма. А, как мы знаем, для Гоголя «все вы, бабы, – ведьмы». Она, как и сотрудник НКВД, ищет «череп» Гоголя, а именно – второй том «Мёртвых душ». Для неё ничего не стоит превратиться в любую гоголевскую героиню и даже в критика Виссариона Белинского – под видом панночки из «Вия». Но даже для неё – шок, когда она понимает, что довела своего сожителя до того, что он сам, на ее глазах, начинает верить в то, что он и есть реальный Гоголь. Но… второй том так и не найден. Загадка остаётся загадкой.

Хотите прикоснуться к этой загадке? Идите на спектакль «Пуговица Гоголя»! Премьера состоится 16 и 17 сентября в 20:00 по адресу: 7050 Victoria (на пересечении с Jean-Talon), Montreal H2X 3Y6, 3-ий этаж, комната 322 (репетиционный зал детского музыкального театра “Мозаика Монреаля”). 

Справки по телефону: 514 582 4739 (текстовое сообщение) или по электронной почте: smigdissova64@gmail.com

Автор: Людмила Пружанская

Новости Монреаля: получайте самую важную информацию первыми

* indicates required