-13°C Монреаль
среда, 22 января

Прекрасная эпоха

27 июля 2020 • Мы здесь живем

Прекрасная эпоха
Тео ван Риссельберге «Элизабет ван Рейссельберге в соломенной шляпке», 1901 г.
6 июля в Монреальском музее изобразительных искусств открылась выставка «Paris au temps du postimpressionnisme: Signac et les Indépendants» («Париж во времена постимпрессионизма: Синьяк и независимые художники»).

Эта обширная экспозиция, объединившая без малого сотню выдающихся европейских живописцев (среди них – Синьяк, Сера, Марке, Боннар, Люс, Писсаро) и графиков (Пикассо, Тулуз-Лотрек, Муха, Стейнлен) поражает разнообразием творческих почерков и стилей. Ее временными рамками служит «La Belle Époque» («Прекрасная Эпоха»), как позже ностальгически назовут период конца XIX – начала XX-го вв, совпавший с взлетом французского капитализма. В ту пору быстрыми шагами шли вперед наука и техника, утверждались оригинальные социальные теории, расцветали все виды искусств. Эпицентром этого нового и передового стал Город-светоч Париж. 

Открытия Луи Пастера и супругов Пьера и Мари Кюри, кинематограф братьев Люмьер, Всемирная выставка и ее символ – Эйфелева башня, «Дамское счастье» Эмиля Золя и «Милый друг» Ги де Мопассана, кабаре на Плас-Пигаль и Мулен-Руж у подножия Мон–Мартра... Сколько яркого породило это время! Однако начавшаяся в разгар лета 1914 г. Первая мировая война резко оборвала «Прекрасную эпоху», обнажив ее явные и скрытые противоречия. 


Творческая директриса
Выставку «Париж во времена постимпрессионизма» задумала и организовала генеральный директор и хранитель Монреальского музея изобразительных искусств Натали Бондиль. 

В 1999 г. по приглашению директора Музея Ги Kожеваля она прибыла из Франции в Монреаль. Тогда эта выпускница парижской Школы истории искусств при Лувре, имевшая опыт работы в Музее французских памятников, еще не знала, что, начав работать в качестве специалиста в области европейского искусства, она впоследствии на долгие годы свяжет с квебекской метрополией свою жизнь и профессиональную судьбу. 

Назначенная генеральным директором и главным хранителем Музея в 2007 г., Бондиль сумела поднять его на небывалую высоту. Эрудиция и безупречный вкус этой красивой и уверенной в себе женщины, развитое творческое начало и динамизм позволили ей с успехом воплотить в жизнь впечатляющую программу. Музей под руководством Бондиль cтал расширять свои владения, пристроил дополнительные корпуса, обогатил коллекции новыми приобретениями и вместе с тем развернул огромную просветительскую работу, превратившись в итоге в важнейшее культурное учреждение Северной Америки. Правительства Квебека, Канады и Франции не раз удостаивали Натали Бондиль самых высоких государственных наград и почетных званий.

Но самой большой страстью Бондиль, как призналась она в одном из своих интервью, было формирование новых выставок: от первоначальной идеи до материального воплощения, до «сценографии». И, конечно, в том, что касалось французской тематики, Бондиль равных себе не имела. Обширные эскпозиции творчества живописцев-ориенталистов (Делакруа и Констан), постимпрессионистов (от Гогена до Матисса), а также индивидуальные – Пабло Пикассо, Тулуз–Лотрека, Ван Донгена, Мориса Дени, Лионеля Фейнингера, Огюста Родена, Марка Шагала и т.д. –каждый раз становились событием культурной жизни Канады и праздником для всех любителей изобразительных искусств. 

Пользуясь своими парижскими связями, Бондиль сумела привезти в Музей уникальные коллекции законодателей высокой моды – Ива Сен-Лорана, Жана-Поля Готье, Тьери Мюглера. Местная публика и туристы шли в Музей сплошным потоком. Музей стал монреальской достопримечательностью, а выставки, автором которых была Бондиль, стали экспортировать в другие страны.


Что означает «быть независимым»
Выставка «Париж во времена постимпрессионизма: Синьяк и независимые художники» родилась из давнего делового партнерства и личной дружбы Натали Бондиль с крупнейшим европейским меценатом и коллекционером французской живописи и графики «Прекрасной эпохи». Этот коллекционер, перенявший эстафету от своих родителей, которые долгие годы жили в Монреале, предпочитает, однако, сохранять свою анонимность. Нынешняя эскпозиция, как и некоторые предыдущие (Шагал, Лотрек, Фейнингер) полностью сформирована из принадлежащих ему работ. 

«Что именно означает быть независимым?» – читаем мы на стене первого зала выставки, переступив его порог. – Этот вопрос столь же насущен в наши дни, как это было в 1884 г., когда под руководством Поля Синьяка сформировалась группа художников, назвавших себя «Салоном независимых». Утверждая идею выставки, свободной от оценок и цен («ни жюри, ни вознаграждений»), основатели «Салона независимых» разделяли подлинно демократические взгляды и глубокое убеждение, что искусство должно способствовать общественному благу». «Справедливость в социологии, гармония в искусстве значат одинаково», – заявлял Поль Синьяк. 

На центральной стене зала, напротив входа в него выставлен большой красивый портрет в синих тонах. «Поль Синьяк, яхтсмен» был написан его другом, бельгийским художником-пуантилистом Тео ван Рейссельберге. Синьяк в морской фуражке изображен на фоне водных просторов. Известно, что он обожал совершать морские путешествия, увлекался маринистикой (оставил целую cерию великолепных картин, посвященных морю) и в 1915 г. даже получил от французских властей почетный титул «официального художника Морфлота». 

Значению идеологии и эстетики Поля Синьяка Натали Бондиль посвятила свою заглавную статью в 384-страничном каталоге, вынеся в ее заголовок слова этого замечательного художника: «La bonne peinture est par elle-même révolutionnaire» («Настоящая живопись сама по себе революционна»). 

Масимильен Люс «Собор Парижской Богоматери», 1899 г.
Масимильен Люс «Собор Парижской Богоматери», 1899 г.


Характеризуя выставленное в Монреальском музее изобразительных искусств собрание картин, Натали Бондиль пишет: «Больше, чем «Салон независимых», эта выставка прославляет дух независимости: свободу творчества для художников, экспериментаторство форм, бесстрашие карикатур, мечту о женской эмансипации, народные протесты в эпоху анархии, искусство, которое заявляет о себе на улице для всех и каждого, солнечные горизонты морских берегов и безграничность воображения»

«Салон независимых» и Синьяк декларировали свой разрыв с официальным, академическим искусством. Для «независимых» и импрессионизм уже представлялся чем-то отжившим. В своем художественном поиске им хотелось двигаться дальше. В какой-то момент к ним даже примкнет и патриарх импрессионизма Клод Моне. Неслучайно среди экспонатов выставки есть и его живописное полотно «Кувшинки». Написанное в 1914 г., оно выполнено в более условной технике, из которой впоследствии выйдет целая когорта художников-абстракционистов. 

От богатства представленных стилей, направлений и творческих почерков захватывает дух. Прежде всего, это нео-импрессионизм (в котором большое место уделено пуантилизму c его теорией разделения цвета Синьяка и Сера), но также и школа «Наби», и символизм, и фовизм, и кубизм. Это и разнообразие жанров (пленэр, городской пейзаж, портрет, афиша, карикатура) и техник (масло, акварель, гравюра, рисунок). 


Праздник, который всегда с тобойОтдельным явлением предстает творчество парижского живописца Максимильена Люса. 

Знаменитый Музей д’Oрсе, 10 лет назад посвятивший ему отдельную выставку, оценивает Люса как одного из лучших мастеров нео-импрессионизма. На выставке в Монреальском музее изобразительных искусств представлено несколько десятков полотен Люса, темой которых является современный город не только в его архитектурном великолепии («Вид Лондона», «Собор Сен-Жерве на набережной Сены», «Собор Парижской Богоматери»), но и в его «непарадной» реальности: художник-анархист писал темные рабочие окраины с ее заводами, складами и цехами («Сталеплавилня») или жанровые сцены из жизни простого народа ( «Кафе», «Кухня»).

Также нельзя не отметить серию великолепных графических работ Пабло Пикассо из серии «Бродячие артисты», послуживших основой для его живописных шедевров розового и голубого периода: «Семьи комедиантов» (Национальная галерея искусств в Нью–Йорке) или «Девочки на шаре», «Любительниц абсента» (Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве). 

«Праздником, который всегда с тобой» – как позже определит Париж Эрнст Хэмингуэй, – предстает зал, украшенный афишами Тулуз–Лотрека, Мухи, Боннара. Жанровые сценки из уличной жизни точно отражены в наполненных юмором и вниманием к человеческому характеру Теофиля-Александра Стейнлена. Фоном для них звучит музыкальный аккомпанемент с использованием записей знаменитого шансонье из кабаре «Ле  Ша нуар» Аристида Брюана и артистки «Театра Варьете» Иветты  Гильбер. Запечатленные на афишах Тулуз-Лотрека, оба навсегда стали символами парижской богемной жизни, да, может быть, и вообще «Прекрасной эпохи».

Что сказать в заключение? Нужно обязательно своими глазами увидеть собрание из более 500 картин таинственного и щедрого коллекционера, которое открыто для посетителей Музея до 15 ноября. 

Не предполагая, что ей придется уйти из Музея, которому, однако, она отдала всю свою жизненную страсть, Натали Бондиль сделала нам прощальный подарок. Мы принимаем его с волнением и благодарностью.

Тео ван Рейссельберге «Поль Синьяк, яхтсмен», 1896 г.
Тео ван Рейссельберге «Поль Синьяк, яхтсмен», 1896 г.

Автор: Людмила Пружанская

 

Новости Монреаля: получайте самую важную информацию первыми

* indicates required