8°C Монреаль
суббота, 20 апреля

Пламя Надежды горит в канадском Лондоне

2 апреля 2020 • Мы здесь живем

Пламя Надежды горит в канадском Лондоне
31 марта 1978 года ушел из жизни последний ученый из получившей мировую известность “фантастической четверки”, которой мир обязан открытием инсулина.

Звали этого человека Чарльз Герберт Бест. Он умер в 79 лет, а судьбоносное открытие совершил, еще будучи студентом-медиком в 22-летнем возрасте. 

Чарльз Бест.

Из истории болезни

Считается, что о пандемии сахарного диабета медицинская общественность начала говорить только в последние 10-15 лет, хотя заболевание известно человечеству с древних времен. Первое описание болезни было сделано египтянином Имхотепом в 2980 г. до н. э. В 201 г. н. э. греческий врач Аратеус описывал эту болезнь как «расплавление и выведение с мочой мышечной и костной ткани» и дал болезни название «сифон».

Определить наличие заболевания было несложно, но во все времена диагноз «сахарной болезни» оставался приговором для пациента. Долгое время не существовало лекарственных препаратов для лечения. Пациентов лечили голодом, что было мучительно и не облегчало страданий.

Ученые приблизились к открытию инсулина впервые в 1869 году. В Берлине 22-летний студент-медик Пауль Лангерганс, изучая с помощью нового микроскопа строение поджелудочной железы, обратил внимание на ранее неизвестные клетки, образующие группы, которые были равномерно распределены по всей железе. Назначение этих «маленьких кучек клеток», впоследствии известных как «островки Лангерганса», было непонятно, но позднее Эдуард Лагус показал, что в них образуется секрет, который играет роль в регуляции пищеварения. Благодаря исследованию немецкого физиолога Оскара Минковского в 1989 г. впервые удалось связать работу поджелудочной железы и сахарный диабет.

В 1900 году Леонид Васильевич Соболев (1876-1919) проводил опыты в лаборатории И. П. Павлова и пришел к заключению, что островки Лангерганса необходимы для регуляции углеводного обмена. Кроме того, Соболев предложил использовать железу новорожденных животных, у которых островки хорошо развиты по отношению к пищеварительному аппарату, для выделения вещества, обладающего противодиабетическим действием.

В следующие два десятилетия были предприняты несколько попыток выделить островковый секрет как потенциальное лекарство.

Орел или решка

Методы выделения активного гормонального вещества из поджелудочной железы, предложенные и опубликованные Соболевым, были использованы в 1921 г. Фредериком Бантингом и Чарльзом Бестом в Канаде, хотя, как утверждают, без ссылки на него.

Молодой канадский ученый Бантинг предположил, что пищеварительные соки поджелудочной железы могут быть губительны для островковых клеток. В своем дневнике он написал: "Перевязать проток поджелудочной железы у собаки. Дождаться полной атрофии ткани органа, сохраняя островковые клетки живыми; постараться максимально изолировать эти клетки от пищеварительных соков и выделить их”. (Из книги «Открытие инсулина» Майкла Блисса).

Фредерик Бантинг.

В начале 1921 года Бантинг обратился со своей идеей к профессору университета Торонто Джону Маклеоду, одному из виднейших ученых того времени, изучавших сахарный диабет. Маклеод сомневался в исходе авантюры и даже, говорят, посмеялся над младшим коллегой, но все же дал ему шанс, выделив крохотную плохо оборудованную лабораторию. А сам уехал в отпуск на лето. Перед отъездом в Шотландию, откуда родом он был, он предоставил Бантингу десять собак для эксперимента и двух студентов-медиков, Чарльза Беста и Кларка Нобла, в качестве лаборантов. Поскольку Бантингу требовался только один помощник, Бест и Нобл “бросили монетку” на удачу. Удача улыбнулась Бесту и он первым вышел на работу, а его научный руководитель решил не менять ассистента в течение лета. (из книги Wright JR "Almost famous: E. Clark Noble, the common thread in the discovery of insulin and vinblastine").

Джон Маклеод.

Бантинг и Бест начали свои эксперименты с удаления поджелудочной железы у подопытных собак, это приводило к росту уровня глюкозы в крови, появлению частого мочеиспускания, жажде и потере веса у подопытных животных. У собак развивался сахарный диабет. У другой группы собак был перевязан проток поджелудочной железы, часть, вырабатывающая пищеварительные соки атрофировалась. У подопытных собак вырезали поджелудочную железу и замораживали в растворе солей, затем фильтровали. Полученное вещество вводили собакам с сахарным диабетом, уровень глюкозы крови снижался. После регулярного получения нескольких инъекций в день у собак исчезали симптомы сахарного диабета, они выглядели здоровыми и сильными. Изолированную субстанцию – выделенный во время эксперимента белок сначала назвали «айлетин».

Бест и Бантинг с одной из подопытных собак.

Вернувшись из Европы, Маклеод подключился к исследованию и потребовал ещё раз проделать эксперимент в своем присутствии. Вторая попытка также оказалось успешной, однако выделение и очистка «айлетина» было чрезвычайно трудоёмкой и длительной процедурой.

Первые спасенные

11 января 1922 года, после множества успешных испытаний с собаками, страдающему диабетом 14-летнему Леонарду Томпсону была сделана первая в истории инъекция инсулина… И тут ученых ждало разочарование. Экстракт оказался недостаточно очищенным, и это привело к развитию аллергии у подростка. Пришлось приостановить инъекции инсулина и переключиться на решение задачи по его очистке.

Для её решения еще в декабре 1921 Маклеод привлёк блестящего биохимика Джеймса Коллипа, который в итоге сумел разработать эффективный метод очистки инсулина. И уже 23 января Леонарду была введена вторая доза инсулина. На сей раз успех был полным, не было не только явных побочных действий, но и у больного перестал прогрессировать диабет. Однако впоследствии Бантинг и Бест не сработались с Коллипом, и вскоре с ним расстались.

Джеймс Коллип.

Следующим пациентом стал близкий друг Бантинга – врач Джо Джиль-Криста. Его спасение стало окончательным подтверждением факта, что человечество наконец-то получило ключ к спасению от диабета!

В числе первых, кто получил «эликсир жизни» из рук первооткрывателя, оказалась десятилетняя девочка по имени Женева Штикельбергер. Она заболела осенью 1921 г. Болезнь быстро прогрессировала, но мать девочки не сдавалась и упорно искала информацию о лечении сахарного диабета. Летом 1922 г. ей стало известно об экспериментах Бантинга, и в отчаянии она позвонила ученому. Тот пригласил ее с дочкой на лечение, но по дороге девочка впала в гипергликемическую кому. Машинист поезда вызвал карету скорой помощи на вокзал к приходу поезда, Бантинга также проинформировали о возникшей ситуации.

Молодой ученый встретил пациентку на вокзале и там же сделал ей первую инъекцию препарата. Вскоре Женева пришла в сознание и пошла на поправку. Женева активно прожила жизнь, работая бухгалтером в нефтяной компании «Фармерз Юнион Ойл», и скончалась в 1983 г. в возрасте 72 лет, получая лечение инсулином в течение 61 года!

Нобелевскую премию – поровну

В 1923 году Нобелевский комитет наградил Бантинга и Маклеода Нобелевской премией в области физиологии и медицины. Это был грандиозный успех. Однако Фредерик Бантинг был разъярен решением Нобелевского комитета, он считал, что успех должны разделить он и Чарльз Бест. Чтобы отдать должное вкладу Беста в открытие инсулина, Бантинг отдал ему половину своей части Нобелевской награды, Маклеод, в свою очередь, разделил свою часть с Бертрамом Коллипом. Споры о справедливости вручения Нобелевской премии не утихали долгое время. Бантинг и Маклеод получили патент на свое изобретение, который за 1 доллар продали университету Торонто.

Пламя Надежды пока горит

Вскоре началось широкое изготовление препарата Илетин® (инсулин животного происхождения). К 1923 г. его выпускалось достаточно, чтобы снабдить всех пациентов североамериканского континента. После открытия инсулина сахарный диабет перестал быть приговором для миллионов людей, которые получили шанс прожить счастливую, долгую жизнь.

Во время Второй мировой войны Фредерик Бантинг служил офицером связи и регулярно летал в Великобританию, обеспечивая взаимодействие между британским и североамериканским медицинскими учреждениями. 21 февраля 1941 Бантинг трагически погиб в авиакатастрофе в районе Ньюфаундленда. Ему было 49 лет.

Джон Джеймс Рикард Маклеод проработал в Торонто в течение 10 лет, до 1928 г., пока его не назначили профессором Королевской кафедры физиологии в Абердинском университетев Шотландии, он несмотря на его неуклонно ухудшающееся состояние здоровья, продолжал руководство кафедрой до самой своей смерти. В возрасте 58 лет, 16 марта 1935 г., он умер. О нем говорили, что как учитель и руководитель исследований, Маклеод имел настоящий успех. Он читал лекции в ясной и интересной манере, ему с лёгкостью удавалось удерживать внимание студентов. Его сотрудники не могли себе представить более благожелательного, полного энтузиазма, и вдохновляющего наставника.

Джеймс Бертрам Коллип возглавля кафедру биохимии в Университете Макгилла в 1928–1941 годах и был деканом медицины в Университете Западного Онтарио в 1947-1961 годах. Скончался 19 июня 1965 г. в возрасте 72 лет.

В память об открытии инсулина в канадском городе Лондон, в провинции Онтарио 7 июля 1989 года был открыт монумент “Пламя Надежды”. Мемориал представляет собой вечный огонь, зажженный Королевой-Матерью в честь открытия инсулина, а также в память о всех тех, кто пострадал от диабета. Одновременно он служит напоминанием о том, что инсулин помогает человеку жить с сахарный диабетом, но не лечит его. Пламя потушат, когда разработают лекарство от диабета.

Автор: Светлана Мигдисова

Новости Монреаля: получайте самую важную информацию первыми

* indicates required