7°C Монреаль
четверг, 25 апреля

Дорога к храму

5 июня 2020 • Мы здесь живем

Дорога к храму
В 2020 году отмечается 100-летие создания Русской Православной церкви за границей. Празднования по этому поводу должны были состояться в Свято-Николаевском кафедральном соборе Монреаля, однако из-за карантина неизвестно, когда это событие произойдет. Тем не менее, данный факт вовсе не означает, что Божий храм закрыт.

После воскресной службы в Свято-Николаевском соборе 22 марта, на которой присутствовали 50 человек (в соответствии с постановлением городского совета) и во время которой в храм пришли полицейские и попросили прекратить богослужение и разойтись по домам, службы в храме были остановлены на незначительный срок. А затем возобновились и уже больше двух месяцев ежедневно проводятся литургии и зачастую по вечерам служат заутреню. Священникам разрешили проводить богослужения, но без прихожан. 

По правилам, в храме во время службы разрешено присутствие двух человек, один из которых священник, а другой – певчий, хорошо знающий порядок службы. Прихожане ежедневно могут приобщаться к богослужениям, проводимым в храме, благодаря налаженным видеотрансляциям онлайн. Помимо этого, все службы сохраняются в записи и доступны на youtub для желающих. О том, что сейчас происходит в соборе мы побеседовали с протоиереем о. Георгием.

– Отец Георгий, сейчас такое время, когда многие учреждения прекратили свою деятельность, а я не припомню, чтобы богослужения в нашем храме совершались ежедневно. Было такое когда-нибудь раньше?

– Да, было. Очень давно. Еще до пожара 1998 года, при Владыке Виталии. Но вы правы, это мало кто помнит сейчас. 

– Карантин начался за месяц до Пасхи – главного праздника Православной церкви. Никто из прихожан не мог поверить, что на Пасху мы не сможем пойти в церковь. И все же праздничная служба состоялась. Без паствы. Что вы чувствовали в этот момент?

– Я служил в храме в Лашине. И мы решили провести всю Пасхальную службу при свечах. Вы знаете, такой Пасхи у меня еще никогда не было. Какое-то совершенно особое ощущение появилось тогда. Однако скажу, что очень не просто служить в пустом храме, где нет людей. И хотя мы служим Богу, но все же мы служим и людям. Когда храм полон народу, в очереди стоят люди на исповедь, на хорах собираются певчие, приходят мальчики-служки, совершается обряд причастия, люди остаются после службы на обед, приносят младенцев крестить, проводятся обряды венчания и отпевания усопших, заказываются молебны и панихиды – это жизнь внутри храма. В нее вовлечено много людей. Но мы очень рады, что нам удалось наладить трансляцию. Хотя с этим у нас не обошлось без трудностей. Представьте себе, поначалу на интернете не оказалось в продаже видеокамер! Случайно нашлась одна. Компьютер нам подарили, микрофоны у нас были. Мы стали думать, как и где все разместить, чтобы было слышно и видно, чтобы у прихожан создавалось ощущение присутствия в храме на службе. Освоили и это дело. И благодаря диакону Дмитрию Матенину нам удалось наладить ежедневное вещание в интернете.

– Самое главное, что связь с приходом не прервалась. Для людей то, что Богослужения совершаются – реальная моральная поддержка во время изоляции. 

– Сейчас мы передаем свой опыт видеотрансляции службы одному из храмов в Торонто. 

– Отец Георгий, на мой взгляд, священники совершают подвиг, ежедневно проводя Богослужения в храме. Ведь все вы еще и работаете, у всех вас есть семьи и свои заботы. И тем не менее…

– Нас четверо – о. Михаил, о. Валерий, о. Николай и я – и мы служим по очереди. Хотя надо сказать, что в самой службе у нас произошли некоторые изменения. Из-за того, что теперь в храме может присутствовать лишь один священник, нам приходится приходить на службу за 2-3 часа заранее – чтобы прочитать все помянники. В обычное время их читают все присутствующие на службе священники и это не занимает столько времени. А сейчас у нас так, как в монастырях – все имена читает один человек. 

– И после этого совершается служба, которая длится 2 - 2.5 часа…

– И все это время, а особенно в праздничные дни, она сопровождается почти беспрерывным пением одного певчего. Вот где настоящий подвиг! Наши певчие, которые все это время также по очереди приходят петь в храм – регент Михаил Кригер, Екатерина Матенина, Ольга Белкина, матушка Марианна Чемская, диакон Даниил Бонев, Джеймс Вольменски. Вы знаете, я думаю что-то есть в том, что нам пришлось перенести дату празднования 100-летия Русской церкви за рубежом. Ведь и в те времена церкви закрывались и у людей не было доступа к храму, возможности исповедаться, прийти на Литургию и причаститься. И это повторяется через сто лет как напоминание о тех страшных временах. 

 – Что еще изменилось в ходе службы?

– С первых дней мы молимся о том, чтобы Господь даровал нам свою милость во время пандемии. А также молимся о здравии всех наших прихожан – врачей и медсестер. Они жертвуют собой ради других. Нет ничего выше этого подвига для христианина. Меня очень беспокоит то, что когда храмы наконец откроют, люди не будут ходить. Нет, сначала они, конечно, придут. И их будет очень много, а потом вспомнят, как было удобно и спокойно все делать онлайн. Я боюсь, что люди привыкнут к жизни онлайн. То, что мы делаем сейчас, хорошо только на время карантина, когда нет другой возможности для общения. Но таким образом мы отвыкаем от живого общения. Пророчество гласит, что дьявол до тех пор не сядет на престол, пока не разделит семью. А сейчас наша церковная семья разделяется. И наша задача не допустить этого. Мы стараемся показать людям, что все традиции соблюдаются, чтобы люди видели, что храм живет.

– Отец Георгий, церкви в Канаде существуют только за счет пожертвований прихожан, другого дохода у храма нет. Без посещения храма людьми, как я полагаю, стала трудно со средствами. 

– Это очень больной вопрос. Да, нам нужно покрыть расходы на ремонт, у нас есть постоянные расходы на содержание здания и наши прихожане это, к счастью, помнят. Для многих сделать пожертвование в это сложное время, когда люди остались без работы, без постоянных доходов, оказалось своего рода необходимым поступком, означающим для них единение с храмом, то, что они часть прихода. Мы благодарим наших прихожан за поддержку. Она стала существенным подспорьем. 

И вы знаете, в это сложное время случаются чудеса. Однажды мне позвонила женщина и сказала, что хочет что-то нам передать. Оказалось, она  привезла нам Благодатный огонь из греческого монастыря, куда год назад меценаты из Лос-Анджелеса привезли Благодатный огонь из Иерусалима. И накануне Пасхи в этом году его передали и в наш храм, где он и пребывает сейчас. Как только двери храма откроются, все прихожане смогут взять этот огонь и унести к себе домой.

– Действительно чудо! В храме также произошли изменения и в оформлении. 

– Наш храмовый иконописец Александр Шелехов расписал Горное место в Алтаре. 

– Могу я вас попросить поделиться словами молитвы, которая появилась во время пандемии?

– Она включена в молитвенные прошения после чтения Святого Евангелия на каждой божественной литургии: 

 «На сугубой ектеніи: Всеблагій Господи, согрѣшихомъ и беззаконовахомъ, и сего ради праведный Твой гнѣвъ постиже насъ, Господи Боже нашъ, и сѣнь смертная обыде насъ, и ко адовымъ вратомъ приближихомся, но къ Тебѣ Богу нашему въ болѣзни нашей умильно вопіемъ: пощади, пощади люди Твоя, и не погуби до конца, смиренно молим ти ся, услыши и помилуй!

 Господи, помилуй (трижды)

 Помяни, яко плоть есмы, Господи, духъ ходяй, и не обращаяйся, и милостивно отврати гнѣвъ Твой, праведно на ны движимый, имъ же яко мечемъ безгодно посѣщаеши насъ; устави болѣзнь, и утоли язву напрасно губящую насъ: не мертвіи бо восхвалятъ Тя, ниже вси нисходящій во адъ, но мы живіи хвалимъ Тя и, въ болѣзни сердца стеняще, молим ти ся, услыши и помилуй!

 Господи, помилуй (трижды)

Паче всѣхъ согрѣшихомъ Тебѣ, и беззаконовахомъ, Владыко: и аще покаянія не стяжахомъ, предложеніе наше вмѣсто покаянія пріими, и на милость приложися, смертоноснаго недуга и болѣзней лютыхъ, яко всесиленъ, свободи рабы Твоя, болѣзненно стеняще молим ти ся, скоро услыши и помилуй!»

 Протоиерей о. Михаил добавил к словам о. Георгия:

 – Неисповедимы пути Господни… Никто не знает для чего нам послано это испытание. Нам всем требовалась остановка в жизни, требовалось время побыть с семьей, начать ценить семью и жизнь как таковую. Нет худа без добра. 

  Об обновлении убранства Свято-Николаевского собора в Монреале, случившемся за время карантина, я побеседовала с храмовым иконописцем Александром Шелеховым, которым написаны большинство икон в соборе.

– Александр, почему пришло решение сменить предыдущую роспись в алтаре?

– Дело в том, что то, что у нас висело на Горном месте раньше не было росписью. Это была временная репродукция. Когда сгорел наш храм, мы сделали увеличенную копию одной фотографии и повесили ее в алтаре. Прошлым летом у отца Михаила появилась идея украсить Горное место. На этом месте нельзя повесить просто икону, потому что там стена закругляется. Если просто поставить доску, то будет выглядеть неэстетично. И я предложил написать образ на холсте, как я иногда делаю. Такая техника достаточно широко распространена и особенно в Северной Америке. Расписанное полотно приклеивают к стене, как обои. Я заказал холст самого лучшего качества и его мне прислали с западного побережья Канады. Благодаря тому, что он сделан из 100-процентного полиэстера, холст не деформируется, не коробится, что очень важно для такого рода работ. Икону я написал в трех частях. Целиком на одном холсте написать ее было бы сложно. В середине росписи – Христос (для этого образа я использовал канонический образ с иконы «Архиерей Великий»), по левую руку от него – Иоанн Креститель, а по правую – Божья Матерь. Каждого я написал на отдельном холсте, а потом склеил на стене все холсты вместе. Работал дома, в своей мастерской в течение нескольких месяцев. Несколько раз менял выражения ликов, добиваясь нужного результата. Довольно долго работал над рисунком. На прорисовку всех украшений и деталей потребовалось тоже много времени. 

– Обновление алтаря, выходит, было запланировано задолго до карантина?

– Да. Сначала о. Михаил надеялся, что мы успеем к Престольному празднику в декабре, но это не удалось. Потом договорились сделать к Пасхе, а тут начался карантин. И когда разрешили начать работы по размещению полотна в храме, тогда вместе с помощником – мастером по наклейке обоев  – мы и совершили задуманное. Было непросто рассчитать, на какой высоте повесить полотно так, чтобы был виден лик Христа, чтобы его не заслонял ни алтарь, ни священник, садясь на стул рядом с росписью. Все приходилось вымерять  и проверять достаточно долго. Теперь при входе в храм при открытых Царских Вратах образ Христа виден очень хорошо. 

– Какого размера это полотно?

 – 2 метра 20 см в высоту. Я не люблю писать такие большие работы. У меня в мастерской не так много места, чтобы заниматься такой росписью. Это очень трудоемкая работа. В России, когда делают подобную роспись храма, работает целая артель. Одному трудно. Но, слава Богу, получилось.

– Роспись выглядит так, словно она сделана прямо на стене. 

– Преимущество этой техники еще и в том, что если вдруг что-то случится со стеной – потечет или что-то еще, то полотно можно снять, а после вновь приклеить. 

– У меня такое впечатление, что благодаря этой росписи визуально алтарь увеличился.

– Так и есть! За счет того, что мы решили сделать фон такого же цвета, как и стены в алтаре. И полотно слилось со стеной.

Такое расположение трех образов в росписи считается каноническим. Оно носит название деисус от греческого слова «деисис» (δεησις), которое означает «моление» или «прошение». Все это образы молитвы, которую святые и небесные силы возносят Господу и Небесному Судье за человеческий род. И первые среди молитвенных заступников — Божья Матерь и пророк Иоанн Креститель. Этот мотив пришел к нам из Византии. Первые иконописцы смотрели по сторонам и думали, как изобразить то, что трудно изобразить? Догмы, веру? Идея этого образа пришла при взгляде на престол императора, который восседал по центру, а по обе им сторонами сидели его приближенные. 

– Александр, помимо алтарной росписи, появилось ли еще другие новые иконы в храме?

– Появилась большая икона Иоанна Кронштадтского высотой 120 см. Я ее написал по заказу семьи «старых»  прихожан и она будет находиться в боковом алтаре. Другое их дарение – большая икона Александра Невского – еще не закончена. Над ней я работаю в своей мастерской. Большинство икон нашего храма расписано мной. После пожара, как вы помните, уцелело только две иконы, и пришлось писать все заново. И большинство из них – это дарения прихожан.

Добавлю, что помимо ежедневных литургий в Свято-Николаевском соборе, которые можно «посещать» онлайн, также в интернете протоиереем о. Валерием проводятся духовные беседы с детьми и взрослыми, на которые приглашаются все желающие. Подробнее – на сайте: ru.stnicholasmontreal.com.

Автор: Светлана Мигдисова

Новости Монреаля: получайте самую важную информацию первыми

* indicates required