Жан-Поль Риопель - это, пожалуй, самое громкое и яркое имя в истории современной канадской живописи. Его произведения украшают лучшие музеи мира, а персональные выставки с успехом проходили в них как при жизни художника (см., например, Парижский центр современного искусства им. Жоржа Помпиду в 1981 г.), так и после его смерти. Достаточно сослаться на экспозицию «Риопель. Канадский художник», организованную в 2006 г. в Санкт-Петербургском государственном музее «Эрмитаж» в содружестве с Монреальским музеем изобазительных искусств (ММИИ). Тогда с 16 июня по 17 сентября собрание из двадцати шести работ Риопеля, подготовленное хранителем коллекции современного искусства ММИИ, а ныне его директором Стефаном Акеном экспонировалось в Александровском зале Зимнего дворца. Вниманию посетителей предлагался роскошный каталог, специально изданный на русском языке.
Монреаль. Площадь Риопеля
Монреальцам имя Риопеля особенно дорого: ведь он, как и другой великий Артист и человек его же поколения – Леонард Коэн, - родился именно здесь.
В 2004 г. в центре города, неподалеку от Дворца съездов, была открыта площадь, названная «Place Jean-Paul Riopelle». Летом среди живописных деревьев можно рассмотреть две ее главные достопримечательности: чудесный скульптурный фонтан «La joute » («Поединок»), выполненный самим художником в 60-ые годы прошлого века, и памятник ему (автор – французский скульптур Розелин Гране). Образ Риопеля – непарадный, живой, экспрессивный. Думается, свободолюбивый мастер, презиравший официоз и парадность, был бы им доволен.
Но каким был его путь в искусство? С юных лет Жана-Поля (он родиля 7 октября 1922 г. на ул. де Лоримье в обычной франкоканадской семье) тянуло рисовать. «Раз так, то стань архитектором!» - советовал сыну отец-каменщик, занятый в строительстве, однако позиционировавший себя в качестве буржуа. И хотя молодой Риопель, поддавшись на отцовские уговоры, и поступил в Монреальский политех, но вскоре его бросил. Свои уроки рисования и живописи молодой человек продолжил в «École du meuble de Montréal » под началом монреальского художника – теоретика и практика автоматизма Поля-Эмиля Бордюа. Правда, по признанию Риопеля, на первых порах между ними возникло непонимание: ученик пришел с академической школой, но в итоге учитель на него сильно повлиял.
В парижской богеме
В 23-летнем возрасте, как и многие его франкоканадские сверстники, желавшие познать мир, Риопель устремляется в Париж. Далеко не у всех «приезжих» судьба сложилась там удачно. Зато у Риопеля получилось! В конце 40-х годов, посещая кафе Монмартра, он знакомится, а затем и подружится с автором «Манифеста сюрреализма», поэтом Андре Бретоном, а затем - с драматургами Самюэлем Беккетом и Антоненом Арто, скульптором Альберто Джакометти. Каждый из них по-своему противостоял традиционному искусству, и Риопель оказался что называется « в pendant » : он соединил в своем творчествое автоматизм и абстракцию, утверждая спонтанность художественного метода в сочетании с яркой и при этом изысканной декоративностью. Талантливого канадца, наделенного к тому же запоминающейся внешностью, приняли в парижскую богему. Впрочем, сам он впоследствии отрицал фактор «экзотичности» в своем успехе: ведь художника судят по качеству его произведений.
Важную роль в судьбе Риопеля сыграла встреча с американской художницей Джоан Митчелл, также переехавшей к тому времени в Париж. Риопель и Митчелл поженятся и проживут вместе 25 лет. Именно этот период, совпаший с личностной зрелостью художника, стал самым плодотворным в его жизни. Риопель любим, его творчество высоко котиротуется в кругу единомышленников и специалистов, а картины, в «расцветке» которых порой угадываются мотивы «Садов Живерни» Клода Моне, продаются по высоким ценам. Доходы от продаж его произведений позволяют супружеской паре вести нескучный образ жизни: например, обожавший скорость и автомобильные гонки Риопель (он, по его признанию, каждый год ездил в Монако на «Формулу – 1»), составил себе коллекцию винтажных машин, а лето проводил на борту собственного парусника.
В честь Розы Люксембург
И все же... пришло время Риопелю и Митчелл расстаться. Риопель едет на родину в Квебек, потом возвращается в Европу, затем работает в США. В разъездах проходит не одно десятилетие. В какой-то момент у художника начинает разиваться остеопороз. Работать кистью, или давя краску прямо из тюбика, как было прежде (а Риопель, по признанию всех его знавших, был неутомим в работе), ему становится трудно. Он переходит к использованию иной, более легкой в физическом плане технике – расцвечивает свои гигантские полотна с помощью баллончиков аэрозоли.
Впрочем, утверждение о том, что Риопель к моменту возвращения в Квебек был «уже не тот», представляется более чем спорным. В 1992 г., потрясенный смертью Джоан Митчелл, скончавшейся в Париже в возрасте 66 лет, он в память о ней, создает свой художественный шедевр. Речь идет о монументальном, 50-метровом полотне-триптихе, «Hommage à Rosa Luxembourg» («В честь Розы Люксембург»), состоящем из 30 работ. Ныне это произведение хранится в Музее изобразительных искусств г. Квебека.
Почему в названии значится имя пламенной революционерки Розы Люксембург, убитой после подавления восстания берлинских рабочих в 1919 г., существуют разные версии. В том числе и та, согласно которой, шутя, Риопель звал Джоан, отличавшуюся столь же бурным темпераментом, сколь и он сам, «Rosа Malheur » (Роза-беда) по аналогии с «Rosa Bonheur » (Роза-радость) – так как будто звали другую художницу из их общего круга. Однако возможно, что с помощью громкого названия своей монументальной фрески он хотел восславить протестный, мятежный дух, который был присущ и ему, и Джоан, и который на целую четверть века стал для них объединяющим.
Глобальный отказ
Не стоит забывать, что задолго до этого Риопель, наряду с четырнадцатью соотечественниками, поставил свое имя под манифестом «Refus global »(«Глобальный отказ»), автором которого в 1948 г. выступил его учитель Поль-Эмиль Бордюа, а подписали среди прочих его товарищи - поэт и драматург Клод Говро, художник Пьер Говро, психиатр Брюно Кормье, балерина Франсуаза Сюлливан, дизайнер Мадлен Арбур и т.д. В «Глобальном отказе» звучал призыв к борьбе за свободу от всякого рода условностей, тяготивших тогда молодых творцов.
В тексте «Глобального отказа» были такие строки:
Хватит бояться!
Бояться предрассудков,
общественного мнения,
преследования,
всеобщего осуждения,
одиночества в отсутствие Господа
и общества, которое неизбежно самоизолируется,
бояться себя самого и своего брата,
бояться нищеты
и установленного порядка
смехотворного правосудия,
бояться новых отношений,
бояться того, что сверхрационально,
бояться необходимости,
бояться шлюзов, широко открывающих веру в человека,
в будущее общество,
бояться форм, которые способны породить любовь,
за которой следует переворот
о! этот страх, голубого, красного, белого цвета,
как звено сковавшей нас цепи...
Публикация этого манифеста тиражом в 400 экземпляров стоила его автору Бордюа лишения работы: его уволили из монреальской «École du meuble de Montréal», и он был вынужден эмигрировать в США. Риопель, у которого, по его словам, был обратный билет в Париж, сразу улетел из Квебека.
Уход на Север
Однако много лет спутся – в 1991 г. - постаревший художник навсегда возвратится в родные пенаты. Он купит дом на северном архипелаге « Isle-aux-Grues » в районе Монмани, где поселится со своей последней женой – Югетт Вашон. На лоне дикой природы будет жить затворником. В последние годы Риопеля одолеют болезни, а алкоголь в сочетании с сигаретой лишь ухудшат его состояние. В темном картузе, из-под которого свисали пряди седых волос, и черных круглых очках без оправы, скрывших его когда-то такие выразительные глаза, художник выглядел пугающе. Речь его порой казалась бессвязной, однако нет-нет в ней проскальзовало острое словцо, свидетельствовавшее о том, что ум его не угас.
Риопель скончается 12 марта 2002 г. в возрасте 79 лет, и правительство Квебека организует в Монреале государственные похороны. Старшая дочь Риопеля, Изольда, займется сохранением художественного наследия отца. Именно она, работая в парижских архивах, содействовала организации нынешней выставки, посвященной отражению северной темы в творчестве Риопеля.
На выставке, которая была открыта Стефаном Акеном, представлены 175 живописных, графических и скульптурных работ, выполненных Риопелем в период с 1950 по 1970 г., и более 200 других артефактов: документов и предметов, относящихся к той же теме. Риопель всегда был большим любителем охоты и рыбалки. Его регулярные поездки на Север Квебека, который он хорошо знал и любил, связь с родной природой, интерес к жизни зверей и особенно птиц, а также внимательное изучение творчества северных народов послужили ему бесценным источником для создания собственных оригинальных художественных работ.
С 1-ого декабря по 24 января выставку «Риопель. Встреча с Севером» можно было бесплатно увидеть в виртуальном режиме. Но как было сказано на ее открытии, Музей с надеждой ждет окончания карантина и разрешения со стороны квебекских властей, чтобы распахнуть свои двери перед посетителями. После Монреаля эта выставка будет показана в Альберте и Британской Колумбии
Автор: Людмила Пружанская