Наша Газета Монреаль №807, ноябрь 2017. Новости Монреаля, русская газета

Журнал Остров Монреаль №65. Ostrov Montreal magazine. November Ноябрь 2017

info & media-kit en|fr|ру      info & media-kit en|fr|ру 5022 Cote-des-Neiges, #3 Montreal, H3V 1G6      Tel.: 514.507-6833

EPICURE скидки

Битва за «Кармен»

Битва за «Кармен»
Наташа Туровская
4 июня в зале Claude-Champagne состоится заключительный концерт оркестра Nouvelle Génération серии 2015-2016 гг., который называется «Кармен». Дирижировать оркестром будет Айрат Ишмуратов, и два его произведения прозвучат в программе оркестра.

Художественный руководитель оркестра Наташа Туровская рассказывает о предстоящем событии.

– Наташа, чем ваш оркестр в очередной раз собирается удивить публику?


– Начну со второго отделения. У нас прозвучит «Кармен – сюита» Щедрина-Бизе. Это, конечно, совершенно блестящее произведение. История его создания занятная. Майя Плисецкая мечтала танцевать Кармен. Она попросила Шостаковича написать балет на эту тему. Просила Хачатуряна. Оба композитора отказались потому, что считалаи, что «Кармен» Бизе – это шедевр и им никто не простит, если они возьмутся по-своему работать с этой идеей. И сказали ей, что, мол, у тебя свой композитор есть – муж. А Щедрин к этому времени был уже очень известным композитором. И он не отказался написать балет для жены...

– Майя Плисецкая его долго и успешно танцевала.

– Сначала у Щедрина была идея самому полностью написать балет. Но, приступив к работе, он понял, что музыка существующего произведения не дает ему возможности писать свое. Он понял, что ничего нового нельзя сочинять. 
Фактически он вырезал все темы из оперы Бизе, которые у всех на слуху, а потом скомпоновал их так, что получилось совершенно новое, самостоятельное произведение. Оркестровка необычная: только струнники и ударные. Пять ударников на разных ударных инструментах. И это соединение дает совершенно новое звучание. Щедрин так выстроил свою музыку, что наряду с тем, что она звучит драматично, в ней заложено много юмора. Кстати, назвать это произведение обработкой оперы Бизе или вариацией на тему нельзя. По своему жанру и форме это совершенно самобытная работа. 

– Что-то подобное создавалось композиторами?

– По-моему, нет. Оно уникально в своем роде. Произведение, кстати, полностью содержит историю Кармен. И при этом каждая часть сюиты сама является отдельным законченным произведением. Когда балет был поставлен, он прошел на ура, а через некоторое время его запретили: роль Кармен наверху показалась чрезмерно сексуальной... 
И еще в этой сюите увидели неуважительное отношение к произведению Бизе. И только благодаря Шостаковичу, который взялся ходить по инстанциям и отстаивать балет, «Кармен» в исполнении Плисецкой вернулась на сцену. Кстати, Плисецкую ждали здесь в Канаде именно с «Кармен». А ее не выпускали, поскольку балет был запрещен на тот момент. 

– Вот, как сама балерина описывает ту историю: «Николай Федорович Кудрявцев — импресарио из Канады, аристократичное дитя первой эмиграции, организовывавший летний тур балета по Канаде «Экспо-67»,— побывал на спектакле и порешил включить «Кармен-сюиту» в репертуар предстоящих гастролей. Такой балет на «Экспо» как раз нужен». Но Фурцева не выпускала балет и сказала, что он скоро умрет. А Плисецкая ответила, что «Кармен» умрет тогда, когда умрет она. В конце концов балет разрешили привезти в Канаду. 

– Мы когда-то с I Musici играли это произведение и я была от него в совершеннейшем восторге. Там есть что поиграть всем музыкантам! Это довольно виртуозное произведение.

 – И зрителя музыка держит в напряжении...

– В этом я абсолютно уверена. Готовясь к концерту, я смотрю папины ноты этого произведения, где множество его пометок. Он так работал над всеми партитурами. Он отмечал даже, кто где должен сидеть...

– А вы пользуетесь теми же нотами, которые были в I Musici?

– Да, у нас есть договоренность об этом. И мне очень приятно работать с нотами, на которых хранятся папины заметки.

– А бывает так, что вы не соглашаешься с тем, что написал Юлий Федорович? Понимаете, что можно сыграть то или иное произведение иначе?

– В данном случае дирижирует Айрат. И оркестр будет играть его интерпретацию! Естественно, все меняется. Папа даже сам с собой не соглашался. Например, когда-то мы два раза записали «Воспоминание о Флоренции». И я помню, что он сам удивлялся, насколько медленнее звучала музыка при первой записи. Папе было очень важно: не повторяться. Но всех нас, кто имеет отношение к оркестру, соединяет то, что у нас музыкальные гены общие. Интерпретация может быть другой, но подход к музыке все тот же.

Айрат Ишмуратов
 

– Давайте перейдем к произведениям Айрата Ишмуратова. У них тоже есть история. 

– Прозвучат две его композиции. Первая – это «Три романса для альта, арфы и струнного оркестра». Вторая – Concerto for Viola and String Orchestra with Harpsichord N 2 “Rennsteig” Op. 41 для клавесина с оркестром. 
Романсы были написаны специально ко дню рождения мамы и преподнесены ей в качестве сюрприза. Айрат со своей женой Эльвирой Мисбаховой – маминой ученицей на тот момент – пригласили маму для прослушивания в один из классов, а потом со всеми учениками сыграли эти три романса. 
Также в программе концерта прозвучат произведение монреальского композитора Alain Belkin – Symphonic Movement for Strings No. 2, который преподает в Монреальском университете. 

– Айрат называет его абсолютным мастером оркестровки, гармонии да и вообще теории музыки, вторым «Римским-Корсаковым». «Его музыка невероятно эмоциональна. Его нужно глубоко пустить себе в душу. На мой взгляд, он один из самых значительных композиторов Канады на настоящий момент». 
И еще добавлю, что концерт состоится за несколько дней до дня рождения Юлия Федоровича. И так происходит уже несколько лет подряд. По-моему, это чудесная традиция!


– А мне хочется сказать, что в этом году заключительный концерт нашего оркестра вошел в фестивальную программу «Русских сезонов в Монреале», устраиваемую Ириной Краснянской и Жаном-Фабьеном Шнейдером. Нас приглашение принять участие в фестивале очень обрадовало!

русская баня st.jacques

MAYA SALON BEAUTY

Морозко детский новогодний спектакль

Елена Шапа

GALAKTIKA TV