Наша Газета Монреаль №807, ноябрь 2017. Новости Монреаля, русская газета

Журнал Остров Монреаль №65. Ostrov Montreal magazine. November Ноябрь 2017

info & media-kit en|fr|ру      info & media-kit en|fr|ру 5022 Cote-des-Neiges, #3 Montreal, H3V 1G6      Tel.: 514.507-6833

EPICURE скидки

Страсти вокруг никаба

Страсти вокруг никаба
Закон дозрел и принят

Национальное собрание Квебека приняло закон о религиозном нейтралитете, получивший название «Билль 62». Принятию закона предшествовали продолжавшиеся целое десятилетие споры о разумном обустройстве иммигрантов. «Билль 62» был быстро подписан губернатором провинции и таким образом вступил в силу. Согласно этому закону, предоставлять либо получать государственные и общественные услуги допустимо только с открытым лицом. Закон распространяется на государственные и муниципальные учреждения, в том числе и на транспорт. Закон запрещает врачам, учителям и работникам детских садов появляться на работе с закрытым лицом. Но и те, кто получает услуги этих людей, тоже должны быть с открытыми лицами. Это первый такой закон в Северной Америке. 

Напомним, что появляться в общественных местах с закрытым лицом уже запрещено во Франции, Бельгии, Австрии и Голландии. Европейский суд по правам человека решил, что запрет в публичных местах одежды, скрывающей лицо, не нарушает Европейскую конвенцию о правах человека. Никаб не приветствуется даже в некоторых мусульманских странах, поскольку традиция полного закрытия лица не относится к обязательным предписаниям ислама. Никаб вместе с прочей религиозной атрибутикой в 1925 году был запрещен в Турции младотурками, но сейчас этот запрет там больше не соблюдается. Туркмения, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан и Азербайджан с преимущественно мусульманским населением запрещают носить в государственных и учебных учреждениях не только никаб, но и хиджаб, который оставляет лицо открытым. 

Никабы поставили у себя вне закона и некоторые университеты Египта. 

Дебаты о том, могут ли мусульманки посещать общественные места с закрытым лицом, начались в 2007 году, когда в квебекском поселке Эрувилль (Hérouxville) с населением менее 1,5 тыс. жителей и без единого иммигранта был принят «Кодекс норм поведения жителей». В кодексе, среди прочего, говорилось о неприемлемости закидывания женщин камнями и их сжигания, как это случается в странах радикального ислама. Там также говорилось о недопустимости появляться в общественных местах с закрытым лицом, носить под одеждой ритуальные ножи-кирпаны и требовать, чтобы женщины в спортивных клубах носили более закрытую одежду. Было очевидно, что кодекс направлен против консервативных мусульманок, сикхов и иудеев. Помимо этого, документ объявлял недопустимыми попытки ограничивать публичное празднование рождественских праздников. Кодекс Эрувилля был высмеян и подвергся всеобщему осуждению. Позднее самые радикальные пункты из него были убраны.

Но тема не заглохла. Была создана комиссия Бушара-Тейлора по разумному обустройству иммигрантов. В 2008 году в своем докладе она предложила запретить ношение никабов в общественных местах. Пришедшая затем к власти Квебекская партия намеревалась принять Хартию квебекских ценностей. Эта хартия декларировала светский характер государства и запрещала ношение в государственных учреждениях предметов с ярко выраженной религиозной символикой, будь то никабы, чалмы, ермолки или бросающиеся в глаза кресты. Большинство жителей провинции сочли это предложение слишком радикальным, и Квебекская партия очередные выборы проиграла. Тем не менее, по вопросу никаба или бурки большинство согласно с тем, что полностью скрывать свое лицо в государственных и общественных местах нельзя. Согласно последнему опросу общественного мнения, таких насчитывается 87%.

 

ЛЮДИ И ЛИЦАВ Нью-Йорке давно никто ни на что не обращает внимания. Несколько лет тому назад один человек провел там эксперимент: вышел на улицу голым. На него никто не обратил внимания. Возможно, ему просто не встретился полицейский. Был и другой случай. Одна моя знакомая в Нью-Йорке получила в подарок никаб, который привез из Саудовской Аравии ее коллега. Так он и валялся у нее на полке, пока она не споткнулась так неудачно, что, упав, разбила себе подбородок и нос. Синяк был таким большим, что она несколько дней ходила на работу в этом никабе. Никакой реакции прохожих не было, за исключением одного случая. Когда она села в баре и приподняла никаб, чтобы выпить глоток вина, сидевший рядом посетитель удивленно заметил: «А разве вам это можно»? Но Монреаль, видимо, пока еще не Нью-Йорк.

Премьер Квебека Филипп Куйяр после принятия Закона 62 выразил уверенность, что изложенные в нем принципы разделяют не только жители провинции, но большинство канадцев. По его словам, по причинам, связанным с безопасностью, обменом информацией и идентификацией, общественные услуги нужно предоставлять и получать только с открытым лицом. «Мы живем в свободном и демократическом обществе, – сказал премьер, – если вы со мной разговариваете, то я должен видеть вас, а вы – меня». 

Однако, сам Куйяр и его депутаты-либералы, которые были обязаны голосовать за закон по принципу партийной дисциплины, в море общественного мнения оказались в явном меньшинстве. В Национальном собрании все депутаты оппозиционной «Квебекской партии», «Коалиции за будущее Квебека» и «Солидарного Квебека» проголосовали против закона, но не потому, что он дискриминирует мусульман, а потому, что закон не идет достаточно далеко. 

Молодой лидер «Солидарного Квебека», бывший студенческий активист Габриель Надо-Дюбуа подал заявку на обсуждение в Национальном Собрании уместности присутствия католического распятия над креслом спикера. Он считает, что религиозный нейтралитет должен быть для всех. Его заявка принята не будет, так как в Национальном Собрании у либералов большинство. 

Удивительно, но Габриеля Надо-Дюбуа в этом вопросе поддержали депутаты националистических партий Квебека: «Квебекской партии» и «Коалиции за будущее Квебека», а также независимый депутат и лидер «Квебекского блока» в федеральном парламенте Мартин Уэлетт. Когда при «пекистах» в Квебеке обсуждалась «Хартия ценностей» с запретом религиозной символики, тогдашний министр Бернар Дрейнвиль, ответственный за демократические институты, предложил не трогать распятие, поскольку оно представляет собой не религиозный символ, а католическое наследие Квебека. Теперь националисты готовы отказаться от своего наследия ради политкорректности. Следуя этой логике, нужно будет убрать католический крест с флага Квебека, а затем приступить к сносу памятников кардиналам и архиепископам, так как церковь сейчас обвиняют в том, что через руководимые ею школы-интернаты она причастна к «этническому геноциду» коренных народов. При этом квебекские националисты забыли, что именно благодаря католической церкви они сохранились, как единый народ. В Квебеке между никабом и распятием есть существенная разница.

Правительство либералов твердо держится своей линии, так как знает, что в вопросе запрета никаба оно пользуется негласной поддержкой большинства. Некоторые эксперты считают, что либералы поспешили с принятием «Закона 62» в преддверии выборов именно с тем, чтобы получить больше голосов квебекских националистов. 

 

ПРОТИВНИКИ ЗАКОНА 62: ОТ ТРЮДО ДО КОДЕРРАКак и следовало ожидать, новый закон осудили мусульманские и правозащитные организации. В этом законе ничего нейтрального нет, –  считает представительница «Канадского Совета женщин-мусульманок» Шахин Ашраф (Shaheen Ashraf). У нее нет ни малейшего сомнения, что он направлен против мусульманок. «Национальный совет канадских мусульман» опубликовал заявление с выражением глубокой озабоченности новым законом. 

В англоязычной Канаде практически все политические круги приняли закон в штыки. Его отвергли все три партии в парламенте Онтарио. «Подобные действия вбивают клин в общество», – прокомментировала принятие закона премьер Онтарио Катлин Уинн. Премьер-министр Канады Джастин Трюдо тоже осудил «Закон 62», подчеркнув, что не дело правительства указывать, как должны одеваться женщины. Он, как премьер, обязан защищать канадскую хартию прав и свобод. При этом Трюдо все же добавил, что федеральное правительство не будет оспаривать новый закон в суде. Оттава не заинтересована в новом конфликте с Квебеком.

Это не значит, что не найдутся активисты, которые попытаются отменить закон через суд. Новый лидер НДП Джагмит Сингх, который сам носит тюрбан, выразил надежду, что Закон 62 будет признан неконституционным и отменен. О том же самым заявил мэр Монреаля Дени Кодерр. У мэра на носу выборы, но он не только подверг Закон 62 жесткой критике, но и заявил, что не будет давать указаний о его выполнении. 

Кодерр обвинил провинциальное правительство в том, что оно вышло за рамки своих полномочий и игнорирует многонациональный характер Монреаля. Его соперница на предстоящих муниципальных выборах Валери Плант в целом поддержала закон, но усомнилась в целесообразности запрета на никаб в общественных местах. Известный монреальский адвокат-правозащитник Джулиус Грей назвал закон «ужасным» и антиконституционным. 

Премьер Квебека Филипп Куйяр признает, что закон может быть предметом судебного разбирательства, но указывает, что авторы закона постарались написать его так, чтобы он не противоречил как канадской, так и квебекской хартии прав и свобод. 

 

ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН
Тем не менее, критика Закона 62 заставила правительство разъяснить свою позицию, слегка ее смягчив. 

Речь о полном запрете никаба в общественных учреждениях уже не идет. Министр юстиции Квебека Стефани Валле заверила общественность, что никто не собирается высаживать из автобуса женщину в никабе или запрещать гулять ей по библиотеке. Но такая женщина будет обязана показать свое лицо в случае, если необходимо удостоверить ее личность. То есть, если она пользуется льготным проездным билетом с фотографией, то контролер имеет право удостовериться, что льготный проездной принадлежит именно ей. Точно также открыть свое лицо ей придется во время разговора с полицейским или при предъявлении карточки медицинского страхования в больнице. Трудно назвать такое требование неразумным, но и оно не было поддержано университетами, колледжами и больницами. Их представители дали понять, что исполнять закон не будут. Университеты и больницы необходимости запрещать никаб не видят. В университете Макгилл учится лишь одна студентка, которая носит никаб. Это 21-летняя Фатима Ахмад. Никакого неудобства от этого она лично не ощущает. Студенты и преподаватели относятся к ней хорошо, а во время сдачи экзаменов она свой никаб снимает. Для нее это не проблема.

Споры про никаб отвлекли внимание от других пунктов этого закона. В них прослеживается дальнейшее ограничение гражданских свобод. До сих пор во время религиозных праздников родители имели право забирать детей из школы, будь то православное Рождество по юлианскому календар или еврейский Йом-Кипур. Новый закон позволят школе отказать родителям в таком праве, если дирекция школы решит, что это нарушит учебный процесс.

В будущем этот параграф закона тоже может вызвать конфликты.

Правительство Квебека исполнено решимости заставить несогласных выполнять Закон 62. Стефани Валле дала понять, что даже в случае вмешательства Оттавы, Квебек прибегнет к «notwithstanding clause», статье об «изъятии из положений», своего рода оговорке, когда в случае конфликта между законами Оттавы и Квебека преимущество дается квебекскому закону. В свое время, прибегнув к такой оговорке, Квебек нарушил Канадскую хартию прав и свобод, чтобы ограничить свободный доступ в английские школы Квебека. 

Это явное нарушение прав человека, но Оттава предпочла закрыть на это глаза, чтобы не давать лишнего повода для возбуждения сепаратизма. 

русская баня st.jacques

MAYA SALON BEAUTY

Морозко детский новогодний спектакль

Елена Шапа

GALAKTIKA TV