11°C Монреаль
пятница, 19 апреля

Триумфатор Кнок

9 октября 2019 • Мы здесь живем

Триумфатор Кнок
С 17 сентября по 12 октября в театре Нового Света (Le Théâtre du Nouveau Monde) идет пьеса знаменитого французского писателя и драматурга Жюля Ромена «Кнок, или Торжество медицины» («Knock ou le triomphe de la médecine»).

Жюль Ромен входит в когорту широко известных французских литераторов прошлого века. Выпускник двух парижских престижных учебных заведений – Lycée Condorcet и École Normale Supérieure (в последней по традиции формируется французская политическаяя элита), Ромен оставил значительный след в области философии, прозы, поэзии и драматургии. Самым крупным из его произведений является 27-томная эпопея «Les gens de la bonne volonté» («Люди доброй воли»), в которой он описывал жизнь разных слоев французского общества в первой трети 20-го века.
Родившийся в 1885 году в провинциальном городке Saint-Julien Chapteuil и записанный там при крещении как Луи Жан Анри Фригуль (Жюль Ромен – это его псевдоним), он очень вскоре с родителями переедет в Париж, станет свидетелем двух мировых войн и проживет долгую жизнь (он скончался в 1972 году в возрасте 87 лет). В 30-е годы, будучи убежденным сторонником пацифизма, наравне со многими другими западными интеллектуалами, желавшими не допустить начала 2-й мировой, активно участвовал в работе Международной лиги борцов за мир, а также входил в комитет Франция – Германия. Впрочем, когда в 1939 г. Франция все же оказалась под немецким сапогом, Жюль Ромен в числе других видных сограждан (писателя Антуана де Сент-Экзюпери, поэта-сюрреалиста Андре Бретона, антрополога Клода Леви-Стросса и т.д.) предпочел эмигрировать и временно осел в Нью-Йорке. Затем переехал в Мексику, где способствовал учреждению Французского института Латинской Америки. В 1946 г. вернулся на родину, где, избранный во Французскую Академию, активно сотрудничал в респектабельном литературном журнале «Aurore». Похоронен на парижском кладбище Père-Lachaise.
Среди его драматургических произведений выделяется сатирическая пьеса «Knock ou le triomphe de la médecine», увидевшая свет в 1923 г. Она была поставлена в Театре комедии на Елисейских полях и сразу завоевала небывалый зрительский успех. Экранизированный и идущий на разных театральных сценах «Knok» давно считается классикой французской драматургии. 


В городе NN
Фабула пьесы такова. Начало ХХ-го века. В провинциальный городишко Сен-Морис прибывает некий человек, представляющийся «доктором Кноком». Он заранее списался со своим коллегой – местным врачом, престарелым доктором Парпале, пообещав за энную сумму купить у него его медицинскую практику. Престарелый Парпале неповоротлив и ленив, медицина мало его интересует, пациенты – и того меньше, и он с радостью заключает финансовую сделку в надежде навсегда покинуть богом забытый городок и обустроиться в Лионе, да еще и с денежками в кармане. 
А вот у проворного и изворотливого Кнока иные амбиции и планы! Подобно гоголевскому Чичикову, охотящемуся в российской провинции за «мертвыми душами», Кнок быстро соображает, как можно «рентабилизировать» население Сен-Мориса. Первым делом он вступает в контакт с влиятельными лицами этого городка, которые, по его расчетам, могут довести до сознания доверчивых жителей, что «здоровые люди на самом деле – больные, только они об этом не догадываются» («Les gens bien portants sont des malades qui s’ignorent»). Кнок заинтересовывает своей идеей местного учителя, местного фармацевта и хозяйку местной гостиницы, которую убеждает превратить ее помещение в медицинский пункт. Сказано – сделано. И вот по прошествии короткого времени, впечатленные вестью о приезде нового чудо-доктора, в кабинет к Кноку вереницей потянулись «мнимые больные», как их в свое время назвал великий Мольер. Кнок поначалу принимает всех бесплатно. При этом он не жалеет слов (благо, красноречив!), чтобы каждому из визитеров «присвоить» как минимум один, а то и несколько медицинских диагнозов. Никто, похоже, не решается в них усомниться. Далее осознав себя «пациентами», почтенные дамы и господа будут многократно посещать Кнока, а тому только и остается, что выписывать счета за предоставленные услуги, отправляя при этом их, вконец сбитых с толку, за покупкой лекарств «в аптеку за углом». Да здравствует бизнес! Пациенты переходят в разряд клиентов. Кнок умудряется проводить по 150 консультаций и по 250 лечебных процедур в неделю. Напомним, что события происходят во французской глубинке, в которой, с одной стороны, сохраняется патриархальный католический дух, а, с другой, царит полное невежество. Пользуясь проявленным к нему доверием, Кнок легко набивает себе карманы. Темные, запуганные церковью люди, боятся всего, и, конечно, болезни и смерти. Это ли не идеальные условия для того, чтобы на них нажиться?... Когда доктор Перпале приезжает из Лиона в Сен-Морис и встречается с доктором Кноком, он глазам своим не верит. Да как же он, дурак и простофился, мог упустить такую выгоду? Его охватывает злость и досада.


Новый смысл пьесы?
Помимо осмеяния алчности и цинизма докторов, беззастенчиво играющих на элементарной человеческой слабости, в своей пьесе Жюль Ромен сетует на общую людскую «зашоренность», готовность верить в любые байки. Впрочем, события пьесы относятся к тому периоду в жизни Франции, когда медицинские услуги были исключительно частными, государственное страхование отсутствовало, и поэтому пациенту ничего не оставалось, как положиться на профессиональную честность и человеческую порядочность лечащего врача. 
Поставленная на сцене TNM Даниэлем Бриером (в главных ролях – известные монреальские артисты Аlexis Martin, Pierre Lebeau, Marie-Thérèse Fortin, Sylvie Moreau, Évelyne de de Chanelière, Didier Lucien), сегодня пьеса «Кнок, или Торжество медицины» приобретает, по признанию самих создателей, дополнительный смысл. Канадское государственное здравоохранение освободило пациентов от уплат частных медицинских счетов, как это было до середины 60-х годов, заменив их уплатой налогов, однако при этом возникла новая проблема: «гипердиагностика» и «гиперлечение», сопровождающиеся проведением избыточного числа анализов, тестов и потреблением большого количества порой ненужных лекарств. 
Монреальский доктор Ален Вадебонкер (Аlain Vadeboncoeur), занимающий пост главы службы неотложной помощи в здешнем Институте кардиологии, написал немало научно-популярных работ по проблеме использования медицинских знаний и выступил в качестве консультанта при постановке пьесы. 
Когда артисты произносят последнюю реплику в спектакле, в зале зажигается свет и из-за кулис появляется сам Ален Вадебонкер, одетый в медицинскую униформу. На фоне экрана, на котором приводятся различные статистические данные, он обращается к зрителям с призывом не «переусердствовать» в лечении, а просто больше следить за собой, умеренно и разнообразно питаться и больше двигаться. Доктор Вадебонкер убежден, что высокая продолжительность жизни, которая достигнута в последние три десятилетия в западном мире, прежде всего обязана общему улучшению условий труда и быта, а вовсе не приему разнообразных таблеток и проведению порой никчемных тестов. «Мне приходится принимать в моем кабинете пациентов, которые по пятьдесят раз на дню измеряют себе дома давление. Это абсолютно бесполезное дело», – сказал Вадебонкер.


От сцены к жизни
Кто-то, читая эти строки, пожмет плечами. Так-то оно так, но если действительно здоровье в опасности? Кому не приходилось  хоть раз просиживать долгие часы в отделении скорой помощи или месяцами ждать вызова к специалисту? Причем в таком случае «гиперлечение»? А вдруг болезнь будет упущена?.. Но здесь мы уже оказываемся в области реального, где, конечно же, существует немало проблем, таких, например, как нехватка врачей-специалистов и как одна из ее причин – сложность доступа к высшей медицинской профессии, в том числе по причине привлекательности высоких заработков, гарантированных государством (в последнее время в квебекской прессе не утихают дискуссии по поводу привилегированного положения врачей и их непомерных доходов по сравнению с представителями других профессий). 
Сама же пьеса «Knock ou le triomphe de la médecine », поставленная в TNM в стилистике кинематографа начала ХХ-го века и сыгранная по законам французского сценического произношения, может иметь и более широкий смысл. Преуспевший в медицине как бизнесе доктор Кнок произносит сакраментальную фразу: «А ведь на свете есть не только медицина. Есть еще и политика, и финансы, и служение Господу, в которых я себя еще не попробовал». Тем самым Жюль Ромен прямо указывает на возможности манипуляции и обмана там, где собираются слишком доверчивые, недалекие люди. Но нас-то об этом устами Городничего из «Ревизора» уже давно предупреждал великий Гоголь: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь...»

 

Автор: Людмила Пружанская

Новости Монреаля: получайте самую важную информацию первыми

* indicates required