11°C Монреаль
пятница, 19 апреля

«Они называют нас мамами»

29 августа 2019 • Мы здесь живем

«Они называют нас мамами»
– рассказывает Вероника Черняк о постоялицах приюта «Logifem», открытого в Монреале в 1988 году для женщин, находящихся в затруднительном положении.

На протяжении долгих лет общество «Logifem» помогает женщинам, попавшим в различные сложные жизненные ситуации, обрести почву под ногами и вернуться к жизни. Пережившим семейное насилие, потерявшим работу и средства к существованию, оказавшимся в состоянии депрессии, прошедшим через зависимость от алкоголя или наркотиков, оставшимся без крыши над головой, одиноким и с детьми женщинам «Logifem» предоставляет то, что им больше всего необходимо – передышку.
– «Logifem» – это по сути общежитие для женщин, где они могут находиться от трех месяцев до одного года. Жилье, которое им предоставляется, это комната с кроватью, шкафом и столом – как в студенческом общежитии. Туалет и душ – общие для всех и расположены в коридоре. Однако проживание здесь не бесплатно. Наши постоялицы должны платить за него $400 месяц. За это они получают полный пансион, включающий трехразовое горячее питание. 
– Откуда женщины, проживающие в «Logifem», получают деньги, необходимые на оплату предоставляемого им в общежитии жилья?
–  Они же получают социальное пособие от государства (порядка $700) и имеют возможность заплатить из этих средств. Хотя  есть среди обитательниц «Logifem» и такие, кто работает. Некоторые женщины поступают к нам с детьми и тогда они получают возможность поселиться в комнате большего размера  – у нас и такие имеются. 
– Вероника, насилие в семье – основная проблема ваших постоялиц?
 – Каждая приходит со своей проблемой. Потеря местожительства, работы, употребление наркотиков и алкоголя приводит к тому, что женщины в какое-то время чувствуют себя потерянными, понимают, что им некуда идти. Мы их принимаем. Если женщина была зависима от алкоголя или наркотиков, то, придя к нам, она должна полностью отказаться от этих привычек. Иначе нам придется ее наказать – выгнать из приюта.  Мы не можем им разрешить приходить сюда пьяными или под воздействием наркотиков. Ведь у нас живут не только взрослые женщины, но и дети. Кстати, сейчас самому маленькому нашему постояльцу всего 4 месяца.   
– А чем занимаются обитательницы вашего приюта?
– К сожалению, сказать, что они чем-то заняты постоянно, я не могу. Да и в их ситуациях зачастую требуется время, чтобы просто отдышаться, отсидеться, прийти в форму, захотеть дальше жить. Мы следим за ними, ухаживаем. Тем, кому прописывают лекарства, помогаем не забывать их принимать вовремя.  Каждую неделю проводим для них встречи  с потенциальными работодателями, которые ищут сотрудников. Помогаем им с трудоустройством. Но многие из них либо вообще не работали, либо не имеют опыта работы в Канаде, либо не работали долгое время, либо не в состоянии выполнять какую-либо работу… Однако мы предоставляем им возможность участвовать в специальной программе, которая помогает им подготовиться к началу трудовой жизни. Они учатся писать cv и письма работодателям, обретают другие полезные навыки и должны выполнять домашние задания. Программа продолжается от 1 года до 2 лет. К сожалению, у нас нет возможности  учить их каким-то профессиональным навыкам.  Но каждая проживающая у нас женщина должна составить план действий, который ей поможет определиться, как выбраться из создавшейся ситуации. Следовать этому плану им помогают специальные сотрудники «Logifem», решают с ними разные сложные социальные проблемы, помогают заполнять документы, искать жилье, присоединяться к полезным социальным и образовательным программам. 
– Сколько человек одновременно может проживать в вашем общежитии?
– В нашем ведении всего 20 комнат, то есть мы можем принять только 20 человек. И с ними будут работать только 4 наших сотрудника, которые следят за всем: за порядком, чистотой, приемлемым поведением наших постоялиц и даже за безопасностью наших обитателей. Мне очень нравится работать здесь. Хотя иногда бывают сложные моменты: женщины могут выплеснуть на тебя свое негативное настроение. Но надо понимать, что они злятся не на тебя, а на несправедливость мира по отношению к ним. Я поняла здесь, что агрессивные люди – это те, кто чувствует себя маленькими, незащищенными и с помощью агрессии так пытается себя защитить, пытаются напугать…
 Есть у нас и такие, которым просто не с кем поговорить. А им надо прийти к кому-то, рассказать что-то о себе, поделиться чем-то, чтобы их пожалели. Они называют нас мамами. Хотя мы в два раза моложе их. Например, одна женщина мне так и сказала, а потом добавила: «Ты, конечно, не настоящая мама, но ты и похвалишь, и скажешь «молодец»». Ей 50 лет, а мне 28! Им всем нужны слова поддержки и участия. При этом все должно быть искренно.
– Цель «Logifem» – вернуть женщин к жизни, в общество, к осознанному существованию?
– Главное для нас, чтобы они поняли, что они сильные, что они могут что-то сделать сами в этой жизни, чего-то достичь. Они просто попали в состояние безысходности, когда им кажется, что все плохо и ничего не получается. И они не знают, как выкарабкаться из этой ситуации.  Мы им помогаем.
– Каков средний возраст ваших постоялиц,  их социальный статус?
– В среднем им от 40 до 50 лет. Но бывают и молодые, и совсем пожилые. Бывают женщины с высшим образованием. Очень много иммигранток. 
– Расскажи, как складывается жизнь ваших обитательниц после того, как они проживут у вас в комфортных условиях год.
– Кто-то переселяется в отдельные квартиры, которые у нас тоже имеются. Правда их не очень много? но жить в них можно до трех лет. У них уже больше свободы, чем у обитательниц общежития. Хотя некоторые, когда получают слишком много свободы, опять попадают в какую-либо сложную жизненную ситуацию.
– Почему, как ты думаешь, это с ними происходит?
– Не хватает силы воли.  Когда людям приходится трудно, то некоторые находят выход в алкоголе. И это становится привычкой, от которой трудно избавиться.  Надо этим людям дать что-то другое – вместо бутылки, что заменит их желание напиться. Мы стараемся давать им счастье, силу, надежду, любовь. Знаете, очень важно дать им почувствовать, что они не отбросы общества, что мы с ними равные, что мы друзья. Нам отрадно видеть, как меняется жизнь женщин. Одной удалось вернуть себе старшую дочь, которую у нее забрали органы социальной опеки. У них с дочерью теперь хорошие отношения. Другая вернулась к нам в приют, но уже в качестве добровольного помощника. То есть она почувствовала в себе силу помогать другим. Много разных историй, которые доказывают, что если человек понимает, что он нужен, то он может многое.
– Вероника, я думаю, что те из наших читателей, которые не знают, что по своей первой профессии ты скрипачка и играешь в профессиональных коллективах, например, в оркестре Nouvelle Génération, ждут, когда мы объясним им, почему наше интервью с тобой сопровождает твоя фотография со скрипкой. 
– Да, я действительно скрипачка. Однако сейчас учусь в Университете Конкордия  и изучаю социальные науки. В «Logifem» я выполняю обязанности администратора, а также веду культурную программу, рассчитанную на то, чтобы совместными делами сблизить наших постоялиц. Знаете, когда я им рассказала обо всех своих планах, они с воодушевлением меня поддержали. С удовольствием захотели заниматься спортом. Однако как только я пригласила тренера по фитнесу, то на занятия пришла лишь одна женщина. Они боятся нового в своей жизни, боятся перемен. Не верят в себя, зажаты. При том, что все они надеются внутри себя на лучшее. Они многое держат в себе. Мы ищем способы, которые помогут им раскрыться, и тогда уже можно будет помочь им, потому что станет понятно, с какой стороны подойти к их проблемам.
– Планируешь ли ты приглашать людей со стороны для участия в твоей культурной программе?
– Только в качестве волонтеров. Общаться с нашими постоялицами нельзя с позиции старшего, опытного. Зачастую им требуется только одно: чтобы  их выслушали. Мы не хотим, чтобы кто-то пытался им как-то помочь советом. Это может их обидеть. Хочется, чтобы у них была возможность обрести друзей, с которыми они могли бы общаться на одном уровне. Нам хочется, чтобы наши постоялицы не чувствовали себя ниже других.
– Насколько мне известно, в городе есть похожие приюты для женщин. Чем  ваш отличается от других?
– Я не могу сказать про все приюты, но в некоторых и в нашем, в частности, предоставляется жилье женщинам без статуса. И это при том, что без статуса даже счет в банке открыть нельзя! Эти женщины не имеют дохода и у нас они проживают бесплатно, а в конце своего пребывания оплачивают то, что они нам задолжали. Все время, пока они живут у нас под опекой, мы помогаем им получить статус и финансовую помощь. Более того, когда у них есть адрес, то они имеют возможность получить работу и базовые социальные  услуги. Наш приют отличается от других тем, что эти женщины могут жить у нас достаточно продолжительное время – целый год.
– Спасибо, Вероника, за содержательный рассказ  о «Logifem». Мы може опубликовать адрес приют в нашем материале?
– Нам не рекомендуется давать адрес приюта. Но его легко найти в интернете. 

Автор: Светлана Мигдисова

Новости Монреаля: получайте самую важную информацию первыми

* indicates required