-3°C Монреаль
четверг, 25 апреля

Новый мир и Новый Свет

19 декабря 2019 • Мы здесь живем

Новый мир и Новый Свет
Аркадий Мордвинов и Вячеслав Олтаржевский. Гостиница «Украина», 1948-1954 гг.Фото: www.cca.qc.ca.
13 ноября в Канадском Центре Архитектуры открылась выставка «Building a New World. Amercanizm in Russian architecture» («Cтроительство Нового мира. Американизм в российской архитектуре»).

Ее создатель француз Жан-Луи Коэн является видным специалистом в области истории архитектуры и градостроительства ХХ-го века. Десятки его фундаментальных исследований переведены на многие языки, а сам он ведет научную и педагогическую работу в крупнейших академических центрах Франции и США.

 Жан-Луи Коэн.
Человек мираОсобые отношения связывают Коэна с Москвой, куда подростком он впервые приехал в 1965 г. В ту пору его отец, сын известного лингвиста Марселя Коэна, работал в СССР корреспондентом газеты «Юманите». Юного Жана-Луи отправили в пионерский лагерь «Орленок» на юг, и, по его словам, этот опыт запечатлелся в его памяти навсегда. 
В дальнейшем проявляя профессиональный интерес к русскому и советскому авангарду, полиглот Коэн, владеющий и русским языком, выступил куратором архитектурной части знаменитой выставки «Москва-Париж», которая с размахом прошла в советской и французской столицах в 1979 г. В 1987 г. Коэн опубликовал книгу «Ле Корбюзье и мистика СССР. Теории и проекты для Москвы». Изданная во Франции и в США, в 2012 г. она вышла в России. 
Давние узы связывают Коэна и с Монреалем, где в этом году его заслуги были отмечены присвоением ему Монреальским университетом докторского титула honoris causa. С инициативой Коэна была также связана выставка «Аrchitecture en uniforme» («Архитектура в гимнастерке»), прошедшая в 2011 г. в Канадском Центре Архитектуры. Ее цель состояла в том, чтобы показать, как суровое военное время (период II Мировой войны) отразилось в архитектуре, порою в корне изменив суть самой профессии градостроителя. 
Токвиль и «Америки новой звезда»И вот спустя 8 лет новая работа, которая впечатляет богатством и разнообразием экспонатов не только из области архитектуры, но также и литературы, музыки и кинематографа (на стены проецируются отрывки из художественных и документальных фильмов). Великолепно смонтированная экспозиция с первых минут поражает своей верно выбранной тональностью и даже некоей аурой, которую невозможно не ощутить, переступив порог первого же зала, где начинается рассказ о том, как и почему возник взаимный интерес у строителей Нового мира в СССР и первопроходцев Нового Света на северо-американском континенте. 
Как и положено историку, Ж.-Л. Коэн предпочитает начать свой рассказ, что называется ab ovo. На стене – живописный портрет Алексиса де Токвиля, автора фундаментального труда «De la démocratie en Amérique» (1835), и цитата из него: «Сегодня на Земле есть два великих народа, которые, хотя и имеют разное происхождение, как будто движутся к одной и той же цели: речь идет о русских и англо-американцах. И те, и другие явились из небытия, и пока мир интересовался чем-то иным, им удалось занять места в первом ряду наций. Инструментом действия одних является свобода, других – крепостничество. У каждого из них свои собственные системы отсчета, их пути отличны друг от друга, однако, возможно, что Провидение втайне уготовило им взять в свои руки судьбы обоих половин мира».
В том же зале представлены редкие экспонаты, подтверждающие интерес думающих людей как царской России, так и США, к взаимному постижению. 
Любопытным представляется дореволюционное издание Александра Блока, где опубликовано его стихотворение «Новая Америка» (1913 г). В нем поэт говорит о неизбежности перехода патриархальной крестьянской России к индустриализации и капитализму американского типа. 
Стихотворение заканчивается такими строфами:

На пустынном просторе, на диком
Ты всё та, что была, и не та,
Новым ты обернулась мне ликом,
И другая волнует мечта...

Черный уголь - подземный мессия,
Черный уголь - здесь царь и жених,
Но не страшен, невеста, Россия,
Голос каменных песен твоих!

Уголь стонет, и соль забелелась,
И железная воет руда...
То над степью пустой загорелась
Мне Америки новой звезда!

Роман Кислевич «Два супермена», 1967. Фото: www.cca.qc.ca.
Под звуки «Интернационала»Наступает советская эра. Среди экспонатов –портреты Троцкого, Бухарина, Коллонтай. Каждый из этих видных большевиков успел пожить в США и запастись американским опытом. Именно поэтому Троцкий, нещадно критиковавший капиталистический строй как «хищнический и эксплуататорский», в 1924 г. с досадой признает: «Техники американцев и их трудовой сноровки нам не хватает» и призовет трудящихся перенимать эту «технику и сноровку». При этом он сделает вывод: «Американизированный большевизм победит и раздавит американский империализм».
Таковы исторические предпосылки, объясняющие философскую концепцию этой сугубо новаторской выставки. Несмотря на то, что в 1917 г. США разорвали дипломатические отношения со страной Советов (они были восстановлены в 1933 г.), уже с середины 20-х годов (эпоха НЭПа) рождаются самые разнообразные инициативы как с одной, так и с другой стороны. Объяснить это несложно. После разрухи Гражданской войны Советской России, как воздух, нужно буквально все, и конечно, новые технологии, современное оборудование, «ноу-хау». А что привлекает жителей Нового Света в новой России? Самые прозорливые видят в ней гигантские возможности, перспективы. К тому же в 1929 году в США разразится Великая депрессия, а русские строят новую социалистическую экономику: тракторные и автомобильный заводы, самолеты, гидроэлектростанции... Там все едва ли не с нуля. Сталинград, Нижний Новгород, Харьков, Новосибирск, Магнитогорск... Так почему бы не поучаствовать в индустриализации? Кто-то искренне хочет помочь Советам, веря в них, как в «весну человечества». Кто-то, невзирая на противоположные политические убеждения, уже заключает сверхвыгодные контракты с Советами. Так происходит встреча Нового мира и Нового Света. Для облегчения обменов и финансовых выплат в 1924 г. создается компания «Амторг». 
В 1929 г. с целью проектирования и возведения тракторного завода в Сталинград прибудет инженерная группа из американской архитектурно-строительной фирмы Альберта Кана. Группу возглавит Джон Калдер, только что завершивший руководство строительством нового завода Форда в Детройте. Фирма Кана участвует также в проектировании Нижегородского автомобильного завода, который должен выпускать машины образца Форд.
Строительство ДнепроГЭСа в Запорожье при консультациях известного инженера Хью Купера, создание карандашной фабрики « Гаммер» Арманда Хаммера, импорт швейных машин «Зингер», популяризация американских фильмов с Мэри Пикфорд и Дугласом Фэрбенксом, а также... джаз! Таково американское присутствие в Советской России 20-х-30-х годов.
С начала 30-х годов учащаются трансатлантические поездки советской элиты на американский континент. Лучшие архитекторы страны Борис Иофан, Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх отправлены в 1934 г. в США в качестве «архитектурно-технической комиссии» для знакомства с современной американской архитектурой и строительными методами. Во главе с Иофаном им поручено возвести в Москве самый высокий небоскреб в мире – Дворец Советов. Кинематографисты С. Эйзенштейн и Г. Александров посещают Голливуд, поэт В. Маяковский после своей поездки публикует «Мое открытие Америки», писатели Ильф и Петров – «Одноэтажную Америку». В 1936 г. нарком пищевой промышленности Анастас Микоян едет в США с целью «заимствования положительного опыта». И вот вам, пожалуйста! Сосиски, колбаса, мороженое, да еще много чего сразу начнут производить в СССР по американским рецептам.
Война горячая и холодная 22 июня 1941 года Третий Рейх развязал войну против СССР. Через программу land-lease США поставляет в СССР 1 800 000 тонн продовольствия, которое жизненно необходимо и на фронте, и в тылу. А еще – на фронт – бронетехнику, самолеты, локомотивы...
А что после окончания горячей войны? Начинается война холодная, а в СССР к тому же – борьба с «безродными космополитами», в которые «запишут» многих талантливых людей, еще совсем недавно составлявших славу и гордость страны. Наряду с этим выпущенному в 1943 г. из 5-летнего  заключения в сталинских лагерях Вячеславу Олтаржевскому, за плечами которого обучение и плодотворная работа как в США, так и в СССР, будет поручено разработать планы высотных зданий в Москве. Гостиница «Украина» в ряду других «сталинских высоток» 50-х, в проектировании которых был использован американский опыт, и поныне является одним из главных украшений российской столицы. 
Вскоре после смерти Сталина в 1953 г. к власти придет Никита Хрущев с его лозунгом «Догнать и перегнать Америку»! В 1959 г. в московском парке Сокольники состоится первая в истории СССР Американская выставка, да и сам Никита Сергеевич в том же году отправится в США перенимать опыт. Наглядевшись на американское бытовое благополучие, он вернется домой с твердым убеждением: повсюду нужно сажать кукурузу... 
Гуд бай, Америка?..Это лишь самое общее описание тематики «Building a New World», открывающей посетителю ряд новых артефактов и лиц. Сделанная с большим уважением к истории и благодарностью ко всем ее первопроходцам, отличаясь отменным вкусом и изяществом, эта эффектная выставка снабжена емкими и точными комментариями, которые, как и подписи под экспонатами, составлены на двух языках (переводчик – Любовь Марковская).
А чем все завершается?... В последнем экспозиционном зале неожиданно раздаются знакомые и щемящие душу звуки. Это фонограмма песни, которую в 1985 г. исполнил лидер группы «Наутилус-Помпилиус» Вячеслав Бутусов. Тогда эта песня имела небывалый успех у советской молодежи: 
«Good bye, Америка, где я 
Не был никогда,
Прощай навсегда!
Возьми банджо, сыграй мне на прощание!»
Неужто эта грустная песня, резонируя под высокими сводами Канадского Центра Архитектуры, звучит фатальным приговором взаимоотношениям «двух великих народов», о которых без малого 200 лет назад писал мудрец Токвиль? Или, напротив, как это случилось в конце 80-х прошлого века, эта песня намекает на возможность обновления?
Выставка Жана-Луи Коэна «Building a New World. Americanizm in a Russian Architecture» выходит за рамки архитектурной. Своим охватом и глубиной она выражает философский и культурологический взгляд на XX век с его иллюзиями, победами и поражениями.

Автор: Людмила Пружанская

Новости Монреаля: получайте самую важную информацию первыми

* indicates required