18°C Монреаль
вторник, 23 апреля

Когда падает небо

26 сентября 2019 • Мы здесь живем

Когда падает небо
Фотоиллюстрация: Вацловас Страукас.
Окончание. Начало в № 854.

На линейке, выстроенной на школьном стадионе по поводу начала учебного года, заведующий районным отделом народного образования, энергично жестикулируя руками, представлял нового директора школы. Позади и немного в стороне от заведующего, опираясь на палку, спокойно стоял человек со следами ожогов на лице и внимательно рассматривал, теперь уже своих учеников, из которых ему предстояло вылепить достойных людей. Это и был новый директор. Видимо, каждый раз подбирать обувь, абсолютно идентичную протезу, было для него делом слишком обременительным, и его чёрные ботинки немного отличались друг от друга. Рядом с директором стояли несколько новых преподавателей, с которыми предстояло более близкое знакомство в течение учебного года, но сейчас это было неважно.
 Девятикласник Володя Залуцкий, потеряв ориентацию во времени и пространстве, не отрываясь смотрел на одетую в форменное платье, белый фартук и летние туфли девочку, стоявшую в соседней шеренге. Внешне, из-за форменной одежды, она не очень отличалась от других, но ему казалось,что она светится изнутри каким-то мягким солнечным светом. Ощущения, испытываемые Володей были абсолютно фантастическими и никак не соответствовали реальным событиям. Не заметив ни окончания официальной церемонии, ни пролетевших мимо него двух уроков, он только в столовой, переборов полную растерянность, решился подойти и спросить её имя.
– Меня зовут Соня, – дружелюбно ответила девочка. – А тебя я знаю: ты – Володя, киномеханик, но я думала, ты старше.
В первое воскресенье октября десятикласник с редким именем Вася и прозвищем Буц, предварительно выпросив у старшего брата служебный ЛУАЗ, повёз школьную компанию из 8-ми человек на противоположный берег реки, за грибами. Возвращаясь назад, переезжали реку вброд и машина застряла. До берега оставалось метров двадцать и все, кто был в машине, стали выпрыгивать в воду. Володя подхватил Соню на руки и понёс к берегу.Через несколько шагов, она обвила его шею руками и... поцеловала в щеку. Прямо при всех. Потом, всё также крепко обнимая, прошептала на ухо :
– Отпусти меня – я пойду на берег, а ты возвращайся к ребятам и помогите Васе – похоже, сам не выберется.
 Соня медленно шла к берегу, а он стоял, как заколдованный, и не мог оторвать от неё взгляд, опасаясь, что она вдруг исчезнет, растает в воздухе и закончится для него эта волшебная сказка.
Не зря беспокоился Володя Залуцкий...  Сказка продлилась совсем недолго.
Посли гибели Софии синее море и белый пароход превратились для него в брезентовую робу на одной из московских строек, а затем в курсантскую форму лётного училища. Ровно к окончанию училища подоспел и «интернациональный долг», и лейтенант Залуцкий, вместе с другими оказался в Афганистане.
Одетый в камуфляж МИ- 8, какими-то странными зигзагами возвращался на аэродром базирования. В некоторых местах фюзеляж вертолёта был похож на дуршлаг. Связь отсутствовала. Оба пилота, страхуя друг друга, старались дотянуть до базы. За их спинами борттехник, прапорщик Саенко, перевязывал пилота поднятого ими экипажа сбитого «Крокодила». Дорога была каждая минута. Уже почти над посадочным сектором они увидели, как от хозблока, пилившие до этого дрова солдаты, бегут к месту посадки с «козлом» на руках. Вместе с солдатами бежал офицер без фуражки, с высоко поднятыми и скрещенными над головой руками, а за ним ещё четыре человека на строительных носилках тащили какую-то болванку. Несколько минут вертолёту пришлось висеть в стороне, пока солдаты  прикрепляли к «козлику» балласт. И только, когда они закончили свою работу, офицер условными знаками начал подсказывать наиболее  оптимальный вариант посадки. У вертолёта отсутствовала передняя стойка. В этот раз всё обошлось, но « ...à la guerre comme à la guerre...» и «Чёрный тюльпан»  становился всё более и более частым гостем. И несла «...скорбная  птица  через  границу, к русским зарницам ребятишек домой...» И не только к русским...
Не миновали Владимира Залуцкого и драматические события в Чечне.
Первая неделя 1995- го началась неожиданными и потому  несколько сумбурными хлопотами. Начальника управления авиации и обоих замов вызвали «наверх» и приказали в течение суток перекрасить технику, а также постоянно держать экипажи в готовности к вылету. Через несколько часов Владимир Романович уже был на аэродроме постоянного базирования. Инженерам и техникам, хоть и с большим трудом, всё же удалось уложиться в отведённое время. Вечером  личный состав подняли по тревоге, и на рассвете следующего дня снежно-белые вертолёты вошли в прифронтовую зону, где и располагался аэродром Моздок. Судя по радиообмену, в Грозном уже  полыхала война. Но они были без оружия и больше не воевали, – сюда они пришли спасать.
Там, в Моздоке, Владимир Романович, впервые после гибели Сони, обретёт смысл своего существования. Только его Соня-Сонечка-София никуда не уйдёт ни из его памяти, ни из его жизни.

Книга  Мирослава Литвинюка «Когда падает небо» продается в магазине «La Petite Russie».

Автор: Мирослав ЛИТВИНЮК

Новости Монреаля: получайте самую важную информацию первыми

* indicates required